|
Васнецова
в Абрамцеве возвели небольшую церковь Спаса Нерукотворного. Прототипом для неё
послужил храм Спаса на Нередице XII в. близ Новгорода. Одноглавая каменная
церковь с резным входом-порталом была облицована цветной керамической плиткой.
Авторы сознательно сделали внешние стены немного кривыми, как у древнерусских
построек, возводившихся без чертежей. Однако они не буквально заимствовали
архитектурные элементы той или иной эпохи. Это всего лишь намёк на древность,
тонкая стилизация, фантазия художников. Через много лет Васнецов написал, что
для него церковь была «трогательной легендой о прошлом, о пережитом, святом и
живом творческом порыве...». Абрамцевский храм стал первым памятником
одного из направлений стиля
модерн — неорусского. Абрамцево
вдохновляло всех, кто хоть раз тут побывал. Здесь Валентин Серов написал
портрет дочери С. И. Мамонтова Веры — знаменитую «Девочку с персиками».
Виктор Васнецов задумал «Богатырей» и «Алёнушку». Илья Репин работал над
эскизами к «Крестному ходу в Курской губернии». Михаил Нестеров в окрестностях
Абрамцева, в селе Радонеж, написал пейзаж к картине «Видение отроку Варфоломею».
Михаил Врубель воплотил своё увлечение искусством майолики. (Майолика — вид
керамики; изделия из цветной обожжённой глины, покрытые глазурью.) Камины,
печи-лежанки, парковые скамьи, небольшие статуэтки на сказочные темы — всё это
он создал в абрамцевской гончарной мастерской. Василий Поленов, Виктор Васнецов. Церковь Спаса Нерукотворного.
1881—1882 гг. Абрамцево. 459 ТАЛАШКИНО Подобно
Абрамцеву, на рубеже XIX—XX вв. центром возрождения русского искусства стало имение Талашкино под
Смоленском. Владелица усадьбы княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867—1929)
была творчески одарённой личностью, талантливой певицей, художницей. Приехав
в Талашкино (они с мужем, крупным промышленником, приобрели имение в В
сопровождении знакомых художников, историков, археологов Тенишева ездила по
русским городам и сёлам, собирая предметы декоративно-прикладного искусства:
ткани, вышитые рушники, кружева, платки, одежду, глиняную посуду, деревянные
прялки, солонки, украшенные резьбой сундуки, детские игрушки. Так было положено
начало уникальному Музею русской старины, который открылся в В самом
Талашкине организовали художественные мастерские — вышивальную, гончарную,
столярную, резьбы по дереву и др. В усадьбе царила радушная атмосфера и
всегда было множество гостей, среди них художники И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, М.
А. Врубель, К. А. Коровин, скульптор П. П. Трубецкой и многие другие. Сюда
неоднократно приезжал художник Николай Константинович Рерих (1874—1947).
Смоленские мотивы нашли отражение во многих его произведениях. Рерих выполнил
росписи в церкви Святого Духа, построенной недалеко от имения. Мастер, увлечённый
искусством Востока, образу Царицы Небесной придал черты индийской женщины. К
сожалению, фрески Рериха погибли. |