Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Женские образы позволяли жи­вописцу выразить тончайшие сме­ны настроения. На полотне «Изум­рудное ожерелье» (1903—1904 гг.) среди яркой зелени весеннего луга, словно в хороводе, замерли дамы в старинных одеяниях. Эта роман­тическая композиция Борисова-Мусатова рождает смутную тревогу. А в картине «Призраки» (1903 г.) неясное предчувствие перерастает в тоску. Какая безысходность в без­ликих призрачных фигурах, блуж­дающих в сумерках по заброшен­ной усадьбе!

Последние годы жизни художник провёл в Тарусе, на берегу Оки. Спа­сения от одиночества, бедности он искал среди грёз и фантазий: так

*Кринолин — нижняя юбка из плотной ткани, позднее — с вшитыми обру­чами из стальных полос или китового уса. Он придавал платью пышную колоколообразную форму; был в моде в 40-70-х гг. XIX в.

**Гобелен (франц. gobelin) — декоративный тканый ковёр; техника гобе­лена появилась в XVII в. во Франции при дворе коро­ля Генриха IV.

486

 

 

Виктор Борисов-Мусатов.

Водоём. 1902 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Виктор Борисов-Мусатов.

Изумрудное ожерелье. 1903—1904 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

487

 

 

родился «Реквием» (1905 г.). Шествие героинь глубоко печально, будто бес­конечно скорбная мелодия. Бори­сов-Мусатов не успел завершить картину: преждевременная смерть прервала работу.

«МИР ИСКУССТВА»

Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже XIX—XX вв. Выход первого номера журнала «Мир искусства» в Петер­бурге в конце 1898 г. стал итогом десятилетнего общения группы жи­вописцев и графиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960).

Главная идея объединения была выражена в статье выдающегося мецената и знатока искусства Сер­гея Павловича Дягилева (1872 — 1929) «Сложные вопросы. Наш мни­мый упадок». Основной целью художественного творчества объя­влялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к зада­чам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно.

«Мир искусства» открыл для рус­ской публики немало интересных и неизвестных ей ранее явлений западной культуры, в частности фин­скую и скандинавскую живопись, английских художников-прерафаэ­литов и графика Обри Бёрдсли. Огромное значение для мастеров, объединившихся вокруг Бенуа и Дягилева, имело сотрудничество с литераторами-символистами. В две­надцатом номере журнала за 1902 г. поэт Андрей Белый опубликовал статью «Формы искусства», и с тех пор крупнейшие поэты-символи­сты регулярно печатались на его страницах. Однако художники «Ми­ра искусства» не замкнулись в рам­ках символизма. Они стремились не только к стилевому единству, но и к формированию неповторимой, свободной творческой личности.

Как цельное литературно-худо­жественное объединение «Мир ис­кусства» просуществовал недолго. Разногласия между художниками и литераторами привели в 1904 г. к тому, что журнал закрыли. Возоб­новление в 1910 г. деятельности группы уже не могло вернуть её былой роли. Но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно пе­реключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы и изобразительного языка.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz