Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Свои замыслы Матвеев осуществлял в основном в камне. Обрабатывая поверхность, он добивался особенной её шероховатости, что позволяло луч­ше воспринимать природную структуру конкретной разновидности камня.

Вершиной творчества Матвеева можно считать надгробие Борисова-Мусатова в Тарусе (1910— 1912 гг.), изображающее мальчика, уснувшего на каменном ложе. В работе, выполненной из грубого зернистого гранита, художник сохранил почти этюдную свежесть и непосредственность. Это про­изведение столь же оптимистично, сколь трагично.

Александр Матвеев. Задумчивость. 1906 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Александр Матвеев. Надгробие В. Э. Борисова-Мусатова. 1910—1912 гг. Таруса.

472

 

 

РУССКИЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ

На рубеже XIX и XX столетий в Рос­сии жили меценаты, чьи заслуги перед национальной культурой неоценимы. Это прежде всего моск­вичи, представители крупных торго­вых и промышленных династий — С. И. Щукин и И. А. Морозов.

Сергей Иванович Щукин (1854— 1936) получил высшее образование в коммерческой академии в Герма­нии и в 1890 г. возглавил семейное предприятие — Торговый дом «Иван Щукин с сыновьями». Этого талант­ливого и энергичного предпринима­теля партнёры прозвали «дикобра­зом» за упрямство в торговых сделках. После женитьбы Щукин по­селился в Большом Знаменском переулке, в особняке, известном в Москве как бывший дворец князей Трубецких. В доме Щукиных желан­ными гостями всегда были художни­ки, музыканты, актёры.

Начало своей знаменитой кол­лекции Щукин положил в 90-х гг. XIX в., когда заинтересовался со­временной западной живописью. Он часто бывал в Париже и в один из приездов приобрёл работу фран­цузского импрессиониста Клода Моне «Сирень на солнце». Первая картина Моне, оказавшаяся в Рос­сии, произвела огромное впечат­ление на ценителей-профессиона­лов — московских живописцев. Однако широкая публика не только в России, но и на родине импресси­онизма, во Франции, ещё не пони­мала, а иногда не желала понимать такую живопись. Щукин, обладая тонким чутьём, смог предугадать, какую роль сыграют импрессиони­сты в истории искусства.

Вскоре в коллекции русского мецената появились полотна, ныне ставшие классикой: «Портрет Жан­ны Самари» и «Девушки в чёрном» Огюста Ренуара, «Стог сена» и «Бульвар Капуцинок» Клода Моне, картины Камиля Писсарро, Эдгара Дега. С 1903—1904 гг. Щукин начал собирать работы Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, которые привлек­ли коллекционера своей необычно­стью. Сам он говорил: «Если, увидев картину, ты испытываешь психоло­гический шок, — покупай её».

С творчеством Анри Матисса Щукин впервые познакомился в 1905 г. на выставке в Париже и с тех пор оставался неизменным по­купателем его полотен. В 1910 г. Матисс выполнил два живописных панно для особняка Щукина — «Музыка» и «Танец», а в 1911 г. ху­дожник приезжал в Москву.

В 1908 г. Щукин составил заве­щание, по которому вся его бо­гатейшая коллекция переходила в собственность города. В 1918 г. было решено превратить особняк в Большом Знаменском переулке в музей современного искусства. А бывшему хозяину разрешили по­селиться в домике привратника. До отъезда из России в 1919 г. он водил экскурсии по музею.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz