Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Конёнков достиг больших успе­хов как мастер-портретист. Его тво­рения в этом жанре отличаются многообразием и неоднозначностью характеристик, несмотря на традиционную, довольно реалистическую манеру. Он создал бюсты писателя А. П. Чехова (1908 г.), книгоиздателя П. П. Кончаловского (1903—1904 гг.) и многие другие скульптурные порт­реты.

Особое место в творчестве Ко­нёнкова занимала тема музыки. Од­ним из его любимых персонажей был Никколо Паганини. Мраморный портрет выдающегося итальянского композитора и скрипача мастер вы­полнил в 1908 г. Конёнков восхи­щался творениями Иоганна Себасть­яна Баха и долго, мучительно искал тот пластический образ, который смог бы передать величие гения и глубину его произведений. И вот од­нажды (было это в 1910 г.) в куске мрамора, стоявшем в углу мастер­ской, скульптор, но его словам, вдруг увидел лицо Баха. Он водрузил глы­бу на станок и много часов без пе­рерыва работал над портретом. «Мой резец словно вела его музы­ка», — рассказывал Конёнков.

После Октября 1917 г. мастер участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, создав в 1918 г. мемориальную доску «Пав­шим в борьбе за мир и братство на­родов» и скульптурную группу «Сте­пан Разин со своей ватагой», а также занимался преподавательской дея­тельностью. Конёнков — автор кни­ги воспоминаний «Мой век», неодно­кратно переиздававшейся. В Москве после его смерти был открыт Музей-мастерская скульптора.

Сергей Конёнков.

Дядя Григорий. Фрагмент. 1916 г. Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов.

471

 

 

 

АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВ (1878—1960)

Александр Терентьевич Матвеев родился в Сарато­ве. По совету своего земляка и близкого друга ху­дожника Виктора Борисова-Мусатова он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодче­ства. Вначале Матвеев был страстным почитателем Павла Трубецкого, но постепенно отошёл от им­прессионистической манеры учителя и стал искать собственный путь в искусстве. В 1901 г., не закон­чив училище, Матвеев пошёл работать мастером-лепщиком на керамический завод.

К монументально-декоративной скульптуре Матвеев впервые обратился в 1905 г.: он разрабо­тал проект фонтана для только что отстроенного здания гостиницы «Метрополь» в Москве. Модель была представлена на выставке Московского това­рищества художников и привлекла внимание спе­циалистов.

В 1906 г. скульптор отправился в Париж, где провёл год, изучая творчество французских масте­ров. По возвращении он занимался оформлением садово-паркового ансамбля в крымском имении Я. Е. Жуковского близ Кучук-Коя. Ранние работы мастера — «Успокоение» (1904 г.), «Задумчи­вость» (1906 г.) — органично вписались в парко­вую среду.

Произведения Матвеева основаны на строгости, чёткости и сдержанности форм. Он стремился к простоте и ясности, к экономии пластических средств, продолжая лучшие классические традиции. Скульптор, как правило, не подчёркивал летали, изображая и лица, и фигуры обобщённо, например в композиции «Спящие мальчики» (1907 г.).

В 1907 г. мастер принял участие в выставке «Го­лубая роза». Здесь он показал скульптуру «Пробуж­дающийся». Фигура мальчика, изогнувшего спину, выражала внутренний драматизм перехода из од­ного состояния в другое — от сна к бодрствованию (работа не сохранилась).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz