Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Геррид Ритвелд.

Дом Шрёдер. 1924 г. Утрехт.

Тео ван Дусбург.

Симультанная шашечная

композиция.

Около 1929—1930 гг.

Музей современного

искусства, Нью-Йорк.

557

 

 

 

Пит Мондриан.

Нью-Йорк-сити. 1941—1942 гг.

Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж.

области искусства, предлагая везде и всюду следовать порядку, про­стоте и ясности.

В первом же номере журнала, названного по имени группы, Монд­риан опубликовал свою статью «Неопластицизм в живописи» — так появился термин «неопластицизм». В этой и в других теоретических ра­ботах (например, в книге «Искусст­во и жизнь. Новое искусство — новая жизнь», 1931 г.) мастер на­стойчиво утверждал, что гармонию мира можно отразить только прямо­угольными абстрактными компози­циями.

В так называемых ярких полот­нах насыщенные цветом гладкие плоскости Мондриан заключал в жёсткую чёрную сетку, добиваясь этим впечатления сияния, свечения цвета («Композиция красного, жёл­того, синего и чёрного», 1921 г.). В 30-х гг. художник разрывал или уд­ваивал чёрную линию, стремясь к более резким контрастам. При этом в отличие от «ярких» работ он ограничивался двумя, а чаще одним цве­том («Композиция с синим», 1937 г.). По мнению Мондриана, «цвет дол­жен быть свободен от индивидуаль­ности, от личных эмоций, он дол­жен выражать лишь всеобъемлющий покой». Своими цветными «решётка­ми» мастер оформил и интерьер собственной мастерской в Париже, куда переехал в 1919 г.

Несмотря на внимание публики к неопластическим работам и регуляр­ное участие художника в выставках, средства к существованию ему до­ставляли акварельные натюрморты с цветами. Лишь спустя десять лет аб­стракции Мондриана стали нахо­дить спрос, но материального благо-

Пит Мондриан.

Композиция с синим. 1937 г.

Художественный музей, Гаага.

Пит Мондриан.

Бродвей буги-вуги. 1942 г.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

558

 

 

 

получил ему удалось достичь лишь незадолго до смерти, в Америке. Здесь Мондриана называли самым знаменитым иммигрантом. В 1942 г. с успехом прошла его первая в жиз­ни персональная выставка. В США художник работал над большими композициями: «Нью-Йорк-сити» (1941 — 1942 гг.), «Бродвей буги-вуги» (1942 г.), «Победа буги-вуги» (1943 г.). Теперь линии, как бы подчиняясь пленившим его ритмам джаза и буги-вуги, дробятся маленькими цветны­ми квадратиками, чёрная сетка ста­ла необязательной.

Искусство Мондриана во мно­гом повлияло на современную жи­вопись, архитектуру и дизайн.

ДАДАИЗМ

Странное слово «дада» дало назва­ние одному из этапов европейской культуры (правда, иногда дадаизм именуют контркультурой, или анти­культурой). Существуют разные ва­рианты его толкования. Это и дет­ский лепет. И игрушечный конёк, как его называют французские ребятишки. В некоторых провинци­ях Италии так зовут маму. А ещё «дада» — двойное утверждение по-русски и по-румынски, нечто вроде «ладно». Основатель течения, фран­цузский теоретик искусства, живо­писец и поэт, выходец из Румынии Тристан Тцара (настоящее имя Са­ми Розеншток, 1896—1963) заяв­лял, что «дада» можно перевести с языка одного из африканских пле­мён как «хвост священной коровы». На самом же деле Тцара слово по­нравилось, так как ничего конкрет­но не обозначало и могло быть использовано им и его единомыш­ленниками для обозначения своей деятельности.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz