Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

ХОАН МИРО

(1893—1983)

«Самым красивым пером на шляпе сюрреализма» назвал испанского художника Хоана Миро основатель течения Андре Бретон.

Миро родился в столице Катало­нии Барселоне. Отец его был ремес­ленником — часовщиком и золотых дел мастером, а сына он мечтал ви­деть бухгалтером. Однако единствен­ным предметом, который увлёк Ми­ро в общеобразовательной школе, стало рисование. Он упросил отца позволить ему учиться в школе ремё­сел, а затем в художественной.

Кипящая культурная жизнь Барсе­лоны пробудила у молодого худож­ника интерес к современным откры­тиям в изобразительном искусстве. И как это часто случается в начале творческого пути, в поисках собст­венного художественного языка он колебался от вполне реалистиче­ской манеры до усвоения приёмов живописи Сезанна, Ван Гога, Матис­са, экспрессионизма и кубизма. В 1918 г. в Барселоне состоялась пер­вая персональная выставка двадцати­пятилетнего художника.

В 1919 г. Миро удалось осущест­вить свою мечту — он приехал в Па­риж, который покорил его, как и многих других художников. В апре­ле 1921 г. здесь прошла персональ­ная выставка Миро, поддержанная знаменитым земляком — Пабло Пи­кассо, который приобрёл его «Ис­панскую танцовщицу» (1921 г.).

572

 

 

 

Хоан Миро.

Вспаханное поле. 1923—1924 гг.

Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк.

Хоан Миро.

Каталонский пейзаж. Охотник. 1923—1924 гг. Музей современного искусства, Нью-Йорк.

К 1924 г. — тогда художник рабо­тал в Париже — в творчестве Миро произошла существенная переме­на. Он страстно увлёкся живопис­ным автоматизмом. Два полотна 1923—1924 гг., которые Миро при­вёз в Париж из испанской провин­ции (из местечка Монтройч, где он часто проводил время в детстве и куда на протяжении всей жизни ез­дил отдыхать и работать), ознамено­вали собой начало нового этапа. Первая из этих картин — «Вспахан­ное поле» — ещё населена узнава­емыми «персонажами»: улитка, рыб­ка, кролик, дерево с наростом-ухом на стволе и кроной-глазком. А вот в полотне «Каталонский пейзаж. Охотник» язык Миро обретает чер­ты тайнописи. Пространство поде­лено волнистой границей по гори­зонтали лишь на две цветовые зоны, в которых «плавают» разноцветные и разновеликие геометрические фи­гурки, вспыхивают язычки пламени. Тончайшими нитями ассоциаций и намёков объединяются геометри­ческие фигуры, магические знаки и символы человеческой культуры: лестница, связующая небо и землю, солнце и луна как противостояние мужского и женского начал. В этот «хор» вливается слово.

Буквы, слова, надписи прочно вошли в живописный словарь Ми­ро. Подчас прихотливо бегущие, кудрявые строчки становились, наряду с линией, основным вырази­тельным средством, как в картинах-поэмах 1925 г. «Ах, это один из тех, кто всё это сделал», «Звёзды и улит­ка». Такие пристрастия иногда при­писывают дружбе Миро со многи­ми поэтами.

Миро был официально принят в группу сюрреалистов в 1924 г. С 1925 г. ежегодно и уже с неизмен­ным успехом проходили его персо­нальные выставки, но и в совмест­ных мероприятиях сюрреалистов Миро участвовал охотно. В его кар­тинах появлялись странные формы, похожие на амёбы, которые витали в пустом пространстве, двоились, менялись, растворялись...


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz