Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Бурно развивалась и декоратив­ная скульптура. Например, в 1937 г. территорию московского Северного речного вокзала украсили фонта­ны, оформленные скульпторами-анималистами А. Н. Кардашовым и И. С. Ефимовым. Соседство фигур по­лярных медведей и резвящихся дель­финов иллюстрировало известный лозунг «Москва — порт пяти морей».

В период Великой Отечествен­ной войны и в послевоенные годы в скульптуре, как и во всём совет­ском искусстве, заметны два направ­ления: официальное, парадно-герои­ческое, и другое — более человечное и чуткое к суровой правде войны. В этом легко убедиться, сопоставив, в частности, такие две работы, как монумент «Воин-освободитель» в мемориальном парке в Берлине (1946—1949 гг.), выполненный Евге­нием Викторовичем Вучетичем (1908—1974), и мухинский порт­рет полковника Б. А. Юсупова (1942 г.).

В скульптуре первого послевоен­ного десятилетия торжествовало «украшательство». Тяга к поверхно­стному жизнеподобию, к второ­степенным деталям и пышному, ку­печеского стиля орнаменту порой разрушала тектоническую логику построения формы. Не худший из примеров — памятник Юрию Дол­горукому (1954 г.), воздвигнутый в Москве по проекту Сергея Михайло­вича Орлова (1911 — 1971).

Во второй половине 50-х гг. всё более осознавалась потребность в ясном и весомом скульптурном образе, где идея выражалась бы непосредственно через форму. Та­ков московский памятник В. В. Мая­ковскому (1958 г.) работы Алек­сандра Павловича Кибальникова (1912 — 1987). Появились ориги­нальные мемориалы, в которых

Вера Мухина.

Рабочий и колхозница.

1937 г.

Москва.

 

 

Евгений Вучетич.

Воин-освободитель. 1946—1949 гг. Берлин.

*Тектоника, архитектони­ка (от греч. «архитектони­ке» — «строительное искус­ство») — художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведе­нию скульптуры.

593

 

 

 

Сергей Орлов.

Памятник Юрию Долгорукому. 1954 г. Москва.

Александр Кибальников.

Памятник

В. В. Маяковскому.

1958 г.

Москва.

собственно скульптура уступала ве­дущую роль хранящему историче­скую память ландшафту (Зелёный пояс Славы под Ленинградом) или архитектурной композиции (мо­нумент в честь освоения космоса в Москве, 1964 г., авторы А. П. Файдыш-Крандиевский, М. О. Барщ, А. Н. Колчин).

Атмосфера политической «от­тепели» 1956—1964 гг. способство­вала появлению в советской культу­ре разных, в том числе и далёких от социалистического реализма на­правлений. Их существование не всегда было лёгким, и свидетель­ство тому — судьба скульптора Эрн­ста Иосифовича Неизвестного (ро-

Л. П. Файдыш-Крандиевский, М. О. Барщ, А. Н. Колчин.

Монумент в честь освоения космоса. 1964 г. Москва.

Михаил Аникушин.

Памятник А. С. Пушкину. 1957 г. Санкт-Петербург.

594

 

 

 

 

1  — Эрнст Неизвестный. Дафна. 1963 г.

2 — Эрнст Неизвестный. Сердце Христа. 1973—1975 гг.

3 — Эрнст Неизвестный. Женский торс. 1963 г.

Дар А. Глезера и художника будущему московскому Музею нового искусства.

4 — Эрнст Неизвестный. Атомный взрыв. 1957 г.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz