|
ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVI—XVII ВЕКОВ В конце XV в.
завершилась Реконкиста (война за освобождение Пиренейского полуострова от
арабского владычества, длившаяся почти восемь веков) и образовалось единое
Испанское королевство. В XVI в. активная военная
политика, и прежде всего захват огромных территорий в недавно открытой Америке,
превратила Испанию в одну из богатейших европейских монархий. Однако
процветание длилось недолго — уже в конце столетия страна переживала
экономический упадок, а в войнах с Англией XVI—XVII вв.
она утратила господство на море. В культурном же развитии
именно к XVII в. Испания достигла наивысшего расцвета, в первую очередь в литературе и
живописи. Поскольку Испания обрела независимость и единство довольно поздно,
создание национального художественного стиля представлялось особенно важным.
Для страны, не имевшей прочно укоренившихся традиций, это было непросто. Развитие испанской живописи и
скульптуры осложнялось также позицией Католической Церкви: инквизиция
установила жёсткую цензуру в отношении искусства. Однако, несмотря на целый
ряд строгих ограничений, испанские мастера работали практически во всех жанрах
и охватили в своём творчестве тот же круг тем, что и их современники из других
стран Европы. В архитектуре традиции
средневекового европейского и арабского зодчества (особенно в декоративном
оформлении зданий) соединились с влиянием итальянского Возрождения, а с XVII в. —
барокко. В результате испанская архитектура так до конца и не освободилась от
эклектизма — сочетания в одном произведении черт разных стилей. Гораздо ярче
национальное своеобразие проявилось в скульптуре, в частности в деревянной
пластике. В живописи сочетание европейского влияния и национальных
особенностей оказалось наиболее гармоничным и получило глубоко оригинальное
воплощение. Говоря о культуре Испании,
необходимо отметить, что при всём внимании к искусству со стороны королевского
двора наиболее яркие мастера работали всё же в провинции. Именно их творчество
определяло главные художественные направления того времени. Инквизиция (от лат. inquisitio —
«розыск») — в Католической Церкви в ХIII-ХIХ вв.
независимые от светской власти суды, учреждённые для борьбы с ересями
(религиозными течениями, отклонявшимися от официальных положений Церкви). 24 АРХИТЕКТУРА Испанская архитектура XVI в. во
многом следовала средневековым традициям. Сохранились и привычная планировка
испанского дома (его помещения чаще всего образовывали каре — четырёхугольник
— вокруг внутреннего двора), и беспорядочная городская застройка (регулярная
планировка появилась здесь позднее, чем в градостроительстве других стран
Европы). В то же время возник интерес к достижениям итальянского Возрождения.
Испанские архитекторы начали работать в Риме и других городах Италии, в свою
очередь итальянцы приезжали в Испанию. Название платереско
(исп. plateresco
— «чеканный», «узорчатый») возникло в XVII в. и
относится к испанским постройкам первой половины XVI столетия,
оформленным с ювелирной точностью и изысканностью. Основные работы в стиле платереско
— это светские сооружения: университеты, больницы, частные дома. Церковная
архитектура представлена главным образом монастырями. |