|
Сцены мистических видений —
самые выразительные в творчестве художника. Сурбаран — прекрасный рассказчик:
все события он описывает очень подробно, сохраняя при этом атмосферу детского
удивления чуду; его интересуют не столько видения, сколько реакция на них
героев. В картине «Видение брату Педро
из Саламанки» ( В
натюрмортах Сурбаран использовал художественные приёмы Караваджо: полоса
яркого света выхватывает расположенные на переднем плане предметы из условного
тёмного пространства, откуда на них падают густые тени. Живописец изображал,
как правило, простые и изящные вещи — вазочки, кувшинчики, металлические
блюда, фрукты и цветы. Строгие, упорядоченные композиции наполнены жизнью
благодаря тонкой игре рефлексов (цветных бликов). Франсиско Сурбаран. Натюрморт. 1630—1635 гг. Прадо, Мадрид. 36 ДИЕГО
ВЕЛАСКЕС (1599—1660) Произведения Диего Родригеса
де Сильва Веласкеса справедливо считаются вершиной испанской живописи XVII в.
Никто из современников не мог сравниться с ним по широте художественных интересов
и виртуозности кисти. Живописец увлечённо изучал античную историю и культуру,
итальянское Возрождение и современное ему барокко. Сохранив национальную
самобытность, Веласкес впитал в себя всё богатство европейской художественной
традиции. Диего Веласкес родился в
Севилье. Он учился живописи у Франсиско Эрреры Старшего (1576—1656), а затем у
Франсиско Пачеко (15б4— 1654), общение с которым оказалось для молодого
художника особенно важным. Талантливый и образованный педагог и теоретик
искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли
«академией образованнейших людей Севильи». Большинство работ Веласкеса
севильского периода близки к жанру бодегона, что в
переводе с испанского означает «харчевня». Это картины с изображением лавки
или трактира, нечто среднее между натюрмортом и бытовой сценой. Обязательный
элемент бодегона — грубоватая деревянная или глиняная посуда; его персонажи —
простые люди с обыкновенной внешностью («Завтрак», около В |