Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

превратило Диего Веласкеса в мас­тера с огромной художественной эрудицией.

Центральное место в творчестве Веласкеса, безусловно, занимал портрет. Будучи придворным ху­дожником, он не всегда мог свобод­но выбирать модели; в основном ими становились члены королев­ской семьи и их приближённые (например, его покровитель Оливарес). Мастер часто писал блестящие психологические портреты, с пора­зительной глубиной проникая во внутренний мир своих героев. К их числу относятся портрет Папы Римского Иннокентия X (1650 г.), который сам Папа назвал «слишком правдивым», и знаменитая серия «Шуты и карлики» (30—40-е гг.). В ней образы физически уродливых людей наполнены огромным эмо­циональным содержанием.

Однако художник мог и скрыть внутреннюю жизнь героя, придав его облику традиционную для парадных

Диего Веласкес.

Завтрак. Около 1617 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

37

 

 

 

Диего Веласкес.

Портрет Оливареса. Около 1617 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Диего Веласкес.

Портрет Филиппа IV.

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Единственное произведение, написанное Веласкесом на исто­рический сюжет, изображает взя­тие испанцами голландской кре­пости Бреда в 1625 г. Испанцы стоят плотно сомкнутым строем, лес копий над их головами симво­лизирует сплочённость. Голланд­цы, напротив, сбились в беспоря­дочную толпу. Комендант крепости Юстин Нассауский вру­чает ключи испанскому адмиралу Амброджио Спиноле и пытается преклонить перед ним колена, а благородный и великодушный победитель удерживает его от этого.

Здесь Веласкес пренебрёг тради­цией, согласно которой победите­ли изображались надменными и торжествующими, а побеждён­ные — униженными и раболепны­ми. Он стремился показать, насколько важно сохранять досто­инство — и в поражении, и в победе.

Диего Веласкес. Сдача Бреды. 1634—1635 гг. Прадо, Мадрид.

38

 

 

 

портретов аристократическую сдер­жанность, и в то же время развернуть во всём блеске своё живописное ма­стерство. Именно в таком ключе он писал членов королевской семьи, и прежде всего инфанту Маргариту. Её портреты, написанные с 1653 по 1660 г., — это целая галерея, по ко­торой можно проследить, как из хо­рошенькой девочки, похожей на кук­лу, она превращалась в замкнутую девушку-подростка, уже хорошо осознающую своё высокое положе­ние. Для каждого полотна Веласкес выбирал определённый колорит, за­ставляя зрителя любоваться игрой тонов на костюме инфанты, её при­чёске или драгоценностях. Во всех портретах цвет и манера живописи помогают сильнее почувствовать обаяние героини.

Особое внимание Веласкес уделял античным образам. Годы знакомст­ва с европейским искусством избави­ли его от высокомерно-ирониче­ского отношения к древнеримским и древнегреческим сюжетам. На зна­менитой картине «Венера перед зер­калом» (1б50 г.) изображена полуле­жащая обнажённая богиня. Она смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур.

Тема этого полотна, вероятно, навеяна впечатлениями от венеци­анской живописи эпохи Возрожде­ния. Картина была создана художни­ком в Италии, так как инквизиция в Испании запрещала писать обна­жённое женское тело. Однако Вене­ра Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Телесная, чувственная красота Венеры до­ступна простому взгляду, но тайну красоты внутренней зритель в со­стоянии лишь смутно ощутить в неясном, расплывчатом отражении.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz