|
превратило Диего Веласкеса в
мастера с огромной художественной эрудицией. Центральное место в творчестве
Веласкеса, безусловно, занимал портрет. Будучи придворным художником, он не
всегда мог свободно выбирать модели; в основном ими становились члены королевской
семьи и их приближённые (например, его покровитель Оливарес). Мастер часто
писал блестящие психологические портреты, с поразительной глубиной проникая во
внутренний мир своих героев. К их числу относятся портрет Папы Римского
Иннокентия X ( Однако художник мог и скрыть
внутреннюю жизнь героя, придав его облику традиционную для парадных Диего Веласкес. Завтрак. Около 37 Диего Веласкес. Портрет Оливареса. Около Диего Веласкес. Портрет Филиппа IV. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург. Единственное
произведение, написанное Веласкесом на исторический сюжет, изображает взятие
испанцами голландской крепости Бреда в Здесь
Веласкес пренебрёг традицией, согласно которой победители изображались
надменными и торжествующими, а побеждённые — униженными и раболепными. Он
стремился показать, насколько важно сохранять достоинство — и в поражении, и в
победе. Диего Веласкес. Сдача Бреды. 1634—1635 гг. Прадо, Мадрид. 38 портретов аристократическую
сдержанность, и в то же время развернуть во всём блеске своё живописное мастерство.
Именно в таком ключе он писал членов королевской семьи, и прежде всего инфанту
Маргариту. Её портреты, написанные с 1653 по Особое внимание Веласкес
уделял античным образам. Годы знакомства с европейским искусством избавили
его от высокомерно-иронического отношения к древнеримским и древнегреческим
сюжетам. На знаменитой картине «Венера перед зеркалом» (1б50 г.) изображена
полулежащая обнажённая богиня. Она смотрится в зеркало, которое держит перед
ней Амур. Тема этого полотна, вероятно,
навеяна впечатлениями от венецианской живописи эпохи Возрождения. Картина
была создана художником в Италии, так как инквизиция в Испании запрещала
писать обнажённое женское тело. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский
идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной
«правильности». Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её
лицо можно видеть только в зеркале. Телесная, чувственная красота Венеры доступна
простому взгляду, но тайну красоты внутренней зритель в состоянии лишь смутно
ощутить в неясном, расплывчатом отражении. |