|
В композиции «Девушка с письмом»
(около На картине «Служанка с кувшином
молока» (около 82 героиня. Густое молоко,
сбегающее тонкой струйкой из глиняного кувшина, ноздреватый каравай в плетёной
корзине, салфетка, сползающая со стола, торфяная грелка для ног на полу
выписаны во всех деталях, с особой выразительностью. На рубеже 50~60-х гг. Вермер
создал несколько удивительных пейзажей. Картина «Уличка» (около Город на полотне «Вид Делфта»
(около Вермер писал тонкой кистью,
густыми, но мягкими красками. Он тщательно клал мелкие, плотные мазки, а
завершал работу лёгкими, почти незаметными касаниями кисти, которые придавали
неповторимую живость резким линиям и чётким формам его произведений. Цвета у
Вермера сильные, насыщенные; на первый взгляд кажется, что он не смешивал
краски. Но в каждом жёлтом, синем или белом пятне скрываются десятки, сотни
различных оттенков. Художник понимал: чтобы небо на картине стало таким же
синим, как за окном, одного синего тона мало. Порой композиции Вермера довольно
сложны. Так, на полотне «Любовное письмо» (около Ян Вермер. Служанка с кувшином
молока. Около Ян Вермер. Любовное
письмо. Около Рискмузей, Амстердам. 83 плане: в освещенной комнате заплаканная
дама с мандолиной в руках вопросительно смотрит на румяную улыбчивую
служанку, подавшую ей письмо. На стене висит изображение Амура, божества
любви, управляющего кораблём среди бурного моря, — аллегория трагических превратностей
отношений между любящими. «Искусство живописи» — одно из
самых важных произведений Вермера, созданное им в поздний период творчества,
приблизительно в 1665— 1667 гг. Картина была настоящей реликвией семьи
Вермеров: художник, как правило работавший на заказ, оставил её в домашней
коллекции. Об исключительном значении
картины говорят её размеры: сто двадцать на сто десять сантиметров —
непривычно большой для Ян Вермер. Вид Делфта.
Около Ян Вермер. Уличка. Около Ян Вермер. Кружевница. 1664—1665 гг. Лувр, Париж. В
человеческих образах Вермер раскрывал не мимолётные настроения, как Халс, и не
целостные характеры,
как Рембрандт. Его персонажи передают сложные, но стойкие состояния души.
Такова и
сосредоточенно работающая кружевница. 84 Вермера формат. Изображение мастерской
художника замечательно своей многоплановостью, обилием смысловых и живописных
оттенков. Зритель любуется потоком ясного света, исходящим из глубины комнаты
слева; но источник освещения спрятан за роскошной портьерой, свисающей с
потолка. Этот отброшенный занавес придаёт всей сцене торжественное настроение
— и одновременно интимный оттенок. Художник пишет за мольбертом.
Ему позирует сонная, цепенеющая от усталости натурщица в синем одеянии,
напоминающем античное, и лавровом венке. В руках у неё книга и труба — атрибуты
одной из муз, покровительницы истории Клио. Это удивительно многогранный образ:
в нём сочетаются и земные черты жены или служанки живописца, и величие
идеальной героини. По замыслу художника женщина преображается в богиню и
такой должна перейти на холст, ещё только тронутый первыми мазками. Сам мастер одет по моде XVI в.:
большой берет, камзол, яркие чулки — наряд слишком театральный для чопорной
бюргерской Голландии. Он не просто работает, а позирует перед зрителем;
видно, что он играет какую-то серьёзную и возвышенную роль. Художник расставил
ноги, как моряк на палубе корабля, — он словно ощущает вращение Земли. Кажется,
что эта комната способна раздвинуться до вселенских масштабов. Не случайно на
стене висит старинная карта Нидерландов, изданная ещё до разделения страны, — это напоминание о
бесконечности времени и пространства. Таким образом, Вермер ведёт
речь о высоком предназначении художника, который воплощает живую историю в
бессмертные образы, чувствует ритм Вселенной и творит наедине с вечностью. Искусство голландских мастеров
XVII в. заметно повлияло на европейскую живопись. Они оказались достойными
гордых слов лейденского художника Филипса ван Ангела, с которыми тот обратился
к собратьям по творчеству в торжественной речи 18 октября Ян Вермер. Искусство живописи. Около
1665—1667 гг. Художественно-исторический
музей, Вена. 85 |