Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Не менее знаменит торжествен­ный и нарядный Колонный зал в доме Благородного собрания в Москве, оформленный Казаковым (1784-90-е гг. XVIII в.). Прямо­угольный в плане зал обрамлён по периметру мощными, но стройны­ми колоннами, расположенными на некотором расстоянии от стен. Между колоннами одна над другой висят хрустальные люстры. Антре­соли (верхний полуэтаж) окружены невысокой балюстрадой (огражде­нием из фигурных столбиков, со­единённых перилами). Пропорции зала необыкновенно изящны.

В самом центре Москвы, на Мохо­вой улице, в 1786—1793 гг. Казаков построил здание университета. По­страдавшее от пожара в 1812 г., оно было восстановлено и частично пе­рестроено архитектором Доменико Жилярди, который, однако, сохранил казаковский план в форме буквы «П» и общий принцип композиции.

Известие о пожаре Москвы по­трясло Казакова, находившегося тогда в Рязани. До него дошли слухи, что в пожаре погибли все его по­стройки, и он вскоре скончался. Од­нако, к счастью, многие произведе­ния архитектора сохранились до наших дней, и по ним сегодня мож­но представить Москву конца XVIII в., «казаковскую Москву».

Матвей Казаков. Церковь Филиппа Митрополита. 1777—1788 гг. Москва.

Казаков часто использовал форму ротонды (круглой в плане постройки), весьма популяр­ную в эпоху классицизма. Среди ранних его работ — небольшая по размерам церковь Фи­липпа Митрополита в Москве. У неё один фасад, увенчана она невысоким ступенчатым ку­полом, над которым возвышается лёгкий «фонарик». Эту деталь Казаков повторил в более крупной по размерам церкви Вознесения на Гороховом поле (1790—1793 гг.), очень удач­но размещённой на холме, а также в церкви Голицынской больницы (1796—1801 гг.) на Калужской улице в Москве.

 

 

СКУЛЬПТУРА

В первой половине XVIII в. скульпту­ра, не имевшая в России давних тра­диций, развивалась медленнее других видов изобразительного искусства. Все крупнейшие скульпторы того времени были иностранцами.

В 1716 г. в Россию из Парижа при­ехал итальянец Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744) — архитек­тор и скульптор. В 1723—1729 гг. он создал замечательный бюст Петра I, передающий волевой и страстный характер императора-преобразовате­ля. Известны и другие скульптурные портреты Петра и его приближён­ных работы Растрелли. Конный па­мятник императору (1720— 1724 гг.), отлитый в бронзе после его смерти, по указу Павла I был установлен в 1800 г. у ворот Михайловского зам­ка в Петербурге.

Позже, в 1732—1741 гг., Б. К Раст­релли создал скульптурную груп­пу, изображающую императрицу Анну Иоанновну с арапчонком в

181

 

 

 

Бартоломео Карло Растрелли.

Памятник Петру I. 1720—1724 гг. Санкт-Петербург.

Федот Шубин.

Портрет М. Р. Паниной. Середина 70-х гг. XVIII в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

натуральную величину. Автор проти­вопоставил монументальную фигуру императрицы и изящную, лёгкую, пе­реданную в движении фигурку маль­чика-пажа. Современному зрителю такое сопоставление кажется карика­турным, но оно не было направлено на осмеяние царствующей особы. Напротив, оно подчёркивало в духе барокко идею величия монарха.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz