|
Не менее знаменит торжественный
и нарядный Колонный зал в доме Благородного собрания в Москве, оформленный
Казаковым (1784-90-е гг. XVIII в.). Прямоугольный в
плане зал обрамлён по периметру мощными, но стройными колоннами,
расположенными на некотором расстоянии от стен. Между колоннами одна над другой
висят хрустальные люстры. Антресоли (верхний полуэтаж) окружены невысокой
балюстрадой (ограждением из фигурных столбиков, соединённых перилами).
Пропорции зала необыкновенно изящны. В самом центре Москвы, на Моховой
улице, в 1786—1793 гг. Казаков построил здание университета. Пострадавшее от
пожара в Известие о пожаре Москвы потрясло
Казакова, находившегося тогда в Рязани. До него дошли слухи, что в пожаре
погибли все его постройки, и он вскоре скончался. Однако, к счастью, многие
произведения архитектора сохранились до наших дней, и по ним сегодня можно
представить Москву конца XVIII в., «казаковскую
Москву». Матвей Казаков. Церковь Филиппа Митрополита. 1777—1788 гг. Москва. Казаков
часто использовал форму ротонды (круглой в плане постройки), весьма популярную
в эпоху классицизма. Среди ранних его работ — небольшая по размерам церковь Филиппа
Митрополита в Москве. У неё один фасад, увенчана она невысоким ступенчатым куполом,
над которым возвышается лёгкий «фонарик». Эту деталь Казаков повторил в более
крупной по размерам церкви Вознесения на Гороховом поле (1790—1793 гг.), очень
удачно размещённой на холме, а также в церкви Голицынской больницы (1796—1801
гг.) на Калужской улице в Москве. СКУЛЬПТУРА В первой половине XVIII в. скульптура, не имевшая в России давних традиций, развивалась
медленнее других видов изобразительного искусства. Все крупнейшие скульпторы
того времени были иностранцами. В Позже, в
1732—1741 гг., Б. К Растрелли создал скульптурную группу, изображающую
императрицу Анну Иоанновну с арапчонком в 181 Бартоломео Карло
Растрелли. Памятник Петру I. 1720—1724 гг. Санкт-Петербург. Федот Шубин. Портрет М. Р. Паниной.
Середина 70-х гг. XVIII в. Государственная
Третьяковская галерея, Москва. натуральную величину. Автор
противопоставил монументальную фигуру императрицы и изящную, лёгкую, переданную
в движении фигурку мальчика-пажа. Современному зрителю такое сопоставление
кажется карикатурным, но оно не было направлено на осмеяние царствующей особы.
Напротив, оно подчёркивало в духе барокко идею величия монарха. |