|
«Киноки» отличались
исключительной смелостью: снимали с крыш вагонов и из-под проносящегося поезда,
взбирались на башни, везде находя необычный ракурс для съёмки. Монтаж отснятого
материала также был оригинальным, поражая смелостью неожиданных сочетаний.
Фильмы Вертова «Кино-Глаз» ( Дзига Вертов. Открытия этого
экспериментатора, поэта и пропагандиста связаны с документальным кино, которое он
считал лучшим средством познания жизни. Кадр из фильма «Шестая часть
мира». 478 Так набирал силу и завоёвывал престиж русский революционный киноавангард. Его флагманом стал Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898—1948). Наверное, во всём мировом кинорепертуаре нет кадра более известного, чем коляска с ребёнком, которая катится вниз по лестнице под пулями карателей, среди мечущихся людей — в море, к неотвратимой гибели. Смертельно раненная мать, падая, сама толкнула Афиша фильма «Броненосец „Потёмкин"». ОТ «БРОНЕНОСЦА „ПОТЁМКИН"» ДО «ИВАНА ГРОЗНОГО» К
триумфу, который стал и триумфом молодого кино Советской России, Эйзенштейна
привела революция. Будущий режиссёр родился и вырос в Риге в состоятельной
семье. Ему предназначалось отцовское поприще инженера-архитектора. Начав
учиться в Но,
поставив несколько спектаклей, Эйзенштейн пришёл к выводу, что кино полнее
отвечает духу и ритму революционной эпохи, чем «устаревший» театр. И вместе с
коллективом молодых актёров на кинофабрике «Совкино» он снял свой первый фильм
«Стачка» ( За
свою короткую жизнь (он умер от инфаркта в возрасте пятидесяти лет) Эйзенштейн
поставил всего восемь фильмов. Материал к ленте «Да здравствует Мексика!», над
которой он работал в Америке в начале 30-х гг., на десятилетия остался за
океаном. Незаконченная картина «Бежин луг» (1935—1937 гг.) была запрещена
властями и уничтожена. (Создателей фильма обвинили в том, что они опорочили
идею коллективизации сельского хозяйства и исказили советскую
действительность.) Многие замыслы художника остались невоплощёнными. Однако,
несмотря на эти потери, немые фильмы, снятые совместно с Г. В. Александровым, —
«Октябрь» ( |