Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

«Киноки» отличались исключительной смелостью: снимали с крыш вагонов и из-под проносящегося поезда, взбирались на башни, везде находя необычный ракурс для съёмки. Монтаж отснятого материала также был оригинальным, поражая смелостью неожиданных сочетаний. Фильмы Вертова «Кино-Глаз» (1924 г.), «Шагай, Совет!» и «Шестая часть мира» (оба 1926 г.), «Человек с киноаппаратом» (1929 г.) — единый цикл с огромным разнообразием режиссёрских приёмов. После прихода в кино звука Вертов увлёкся опытами с шумами как выразительным элементом («Симфония Донбасса»,

Дзига Вертов. Открытия этого экспериментатора, поэта и пропагандиста связаны

с документальным кино, которое он считал лучшим средством познания жизни.

Кадр из фильма «Шестая часть мира».

478

 

 

1930 г.), приёмом «внутреннего монолога», т. е. рассказом от первого лица, и музыкальным монтажом («Три песни о Ленине», 1934 г.). Фильмы Вертова вошли в золотой фонд мирового кинематографа; множество киноклубов и кинообъединений в разных странах носят имя выдающегося режиссёра.

Так набирал силу и завоёвывал престиж русский революционный киноавангард. Его флагманом стал Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898—1948).

Наверное, во всём мировом кинорепертуаре нет кадра более известного, чем коляска с ребёнком, которая катится вниз по лестнице под пулями карателей, среди мечущихся людей — в море, к неотвратимой гибели. Смертельно раненная мать, падая, сама толкнула

Афиша фильма «Броненосец „Потёмкин"».

ОТ «БРОНЕНОСЦА „ПОТЁМКИН"» ДО «ИВАНА ГРОЗНОГО»

К триумфу, который стал и триумфом молодого кино Советской России, Эйзенштейна привела революция. Будущий режиссёр родился и вырос в Риге в состоятельной семье. Ему предназначалось отцовское поприще инженера-архитектора. Начав учиться в 1915 г. в Петроградском институте гражданских инженеров, в 1918 г. Эйзенштейн ушёл добровольцем в Красную армию, расписывал теплушки плакатами и карикатурами, ставил солдатские спектакли, а по окончании войны связал свою судьбу с искусством. Приехав в 1920 г. в Москву, он поступил в мастерскую Мейерхольда, а потом в Первый рабочий театр Пролеткульта.

Но, поставив несколько спектаклей, Эйзенштейн пришёл к выводу, что кино полнее отвечает духу и ритму революционной эпохи, чем «устаревший» театр. И вместе с коллективом молодых актёров на кинофабрике «Совкино» он снял свой первый фильм «Стачка» (1925 г.). В нём не было героев, отсутствовала интрига — могучей рекой на экран вливался восставший народ. Здесь намечен контур нового киножанра — историко-революционной эпопеи.

За свою короткую жизнь (он умер от инфаркта в возрасте пятидесяти лет) Эйзенштейн поставил всего восемь фильмов. Материал к ленте «Да здравствует Мексика!», над которой он работал в Америке в начале 30-х гг., на десятилетия остался за океаном. Незаконченная картина «Бежин луг» (1935—1937 гг.) была запрещена властями и уничтожена. (Создателей фильма обвинили в том, что они опорочили идею коллективизации сельского хозяйства и исказили советскую действительность.) Многие замыслы художника остались невоплощёнными. Однако, несмотря на эти потери, немые фильмы, снятые совместно с Г. В. Александровым, — «Октябрь» (1927 г.; о событиях 1917 г.) и «Старое и новое» («Генеральная линия», 1929 г.; о коллективизации в деревне); монументальные исторические фрески «Александр Невский» (совместно с Д.И. Васильевым, 1938 г.) и «Иван Грозный» (первая серия снята в 1944 г., вторая — в 1945 г., но была запрещена и вышла на экран лишь в 1958 г.; третья серия не закончена); огромное научно-литературное наследие, полное открытий, являются бесценным вкладом С.М. Эйзенштейна в мировую культуру.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz