Предыдущая Следующая
506
ти Гитлера. УФА и её
филиалы стали выпускать главным образом военные оперетты, пропагандистские
«националистские» фильмы и светские комедии. Из всех знаменитостей,
прославившихся до 1925 г.,
в Германии остался только один режиссёр Фриц Ланг.
ФРИЦ ЛАНГ
Один из самых известных
немецких режиссёров Фриц Ланг (1890—1976) родился в Вене, в юности изучал
изобразительное искусство, много путешествовал. Когда началась Первая мировая
война, Ланг пошёл добровольцем на фронт. Находясь в госпитале после очередного
ранения, он написал первый сценарий — «Свадьба в клубе эксцентриков», детектив,
поставленный в 1916 г.
режиссёром Дж. Маем.
Свой первый фильм Ланг
снял в 1918 г.
Он назывался «Харакири». Среди самых значительных фильмов числится его «Доктор
Мабузе — игрок», сделанный в стиле киноэкспрессионизма. Однако творчество
мастера 20-х гг. чаще связывают с иным течением — неоромантизмом.
Картину Ланга «Усталая
смерть» (1921 г.;
в советском прокате «Четыре жизни») киноведы называют «полулегендой,
полуволшебной сказкой» и «романтически окрашенной историей». В основе сюжета —
сон, состоящий из трёх новелл. Сон видит девушка, жениха которой похитил
таинственный незнакомец. Во сне он оказывается посланцем Судьбы и приводит
героиню в подземный зал, где горит множество свечей. Каждая из них олицетворяет
жизнь человека — когда свеча гаснет, человек умирает. Безжалостный посланец
разрешает героине бороться за жизнь возлюбленного. «Усталая смерть» и по
сюжету, и по атмосфере близка к экспрессионистским фильмам, но не столь мрачна.
Картина воспевает силу и самоотверженность любви, что делает её скорее
романтической.
«Усталая смерть» принесла
Лангу известность. Однако прославили его две самые дорогие ленты тех лет:
«Нибелунги» (1924 г.)
и «Метрополис» (1926 г.).
Сюжет первой основан на мотивах германского эпоса и повествует о легендарном
герое Зигфриде. Совершив множество подвигов, победив дракона, он погибает от
рук приспешников брата своей жены Кримхильды. Фильм заканчивается трагически:
все герои погибают. Персонажи картины не были игрушками в руках зловещего
безумца вроде Калигари или Мабузе; кровавые события, в которых они участвовали,
порождены их безудержными страстями. Отсутствие злой воли, которая правит
миром, отличало «Нибелунгов» от экспрессионистских лент. Картина поражала
постановочным размахом — все декорации, даже священный лес, в который попадал
Зигфрид, были тщательно выстроены в павильоне.
Если «Нибелунги» — это
далёкое прошлое, то «Метрополис» уводит зрителей в будущее. Режиссёр показывает
гигантский город с огромными небоскрёбами, с интенсивно движущимся транспортом,
который, не вмещаясь в узкие русла улиц, требует специальных путей, проложенных
высоко над землёй. Вся надземная часть города принадлежит привилегированному
классу, рабочие же ютятся в подземельях; солнечный
Фриц Ланг.
Кадр из фильма «Усталая смерть».
*Неоромантизм —
одно из трёх направлений немецкого кинематографа 20-х гг. (два другие —
экспрессионизм и каммершпиле). Предыдущая Следующая
|