Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В XIX в. австрийский вариант зингшпиля лёг в основу венской оперетты (в частности, у Иоганна Штрауса и его последователей).

51

 

 

ЕВСТИГНЕЙ ИПАТОВИЧ ФОМИН

(1761—1800)

Один из выдающихся русских оперных композиторов XVIII в. — Евстигней Ипатович Фомин. Он получил блестящее образование в Италии; был членом Болонской филармонической академии. Самые известные его произведения — оперы «Ямщики на подставе» и «Орфей».

В одноактной опере «Ямщики на подставе» (1787 г.) действие сводится к череде незатейливых бытовых сиен (недаром автор назвал своё создание «игрище невзначай»). Фомин запечатлел в «Ямщиках на подставе» особенности народного хорового пения. В изобретательной и в то же время бережной обработке русского фольклора и состоит ценность этого сочинения.

«Орфей» (1792 г.) — образец музыкальной мелодрамы, жанра, в котором разговорная речь сочетается с инструментальной и хоровой музыкой и балетными номерами. Произведение написано на сюжет античного мифа о певце Орфее, спустившемся в царство мёртвых, чтобы воскресить свою возлюбленную — Эвридику. Драматичная выразительность мелодии, создающая общий безысходно мрачный колорит, говорит о высоком композиторском мастерстве Е. И. Фомина. Это произведение стало важным этапом в развитии русской оперной школы.

Евстигней Ипатович Фомин.

пышностью, под звуки оркестра и праздничные песнопения. Военные и придворные оркестры включали, как правило, несколько труб и валторн, струнные инструменты. Они играли на обедах, охоте, прогулке и т. п. Исполнявшиеся произведения были несложными. Особенно широкое распространение получили торжественные песни — канты (от лат. cantus — «пение», «песня»). Их создавали в большинстве случаев по определённому поводу (например, канты на победу в Полтавской битве). Ко двору и в дома знатных вельмож приглашались иностранные музыканты — итальянцы и французы. Благодаря им в Россию проникали новые музыкальные жанры и инструменты.

В Петровскую эпоху музыка стала обязательной частью европейского воспитания. Дворянских детей учили музыке наряду с другими «изящными» искусствами и правилами этикета. Со временем появилось любительское музицирование.

В XVIII в. музыка вышла за рамки бытового развлекательного искусства. Русские музыканты начали осваивать оперу, сонату, кантату.

В 30-х гг. была создана придворная опера, где играли итальянские артисты. На её сцене ставились оперы-сериа. Постепенно в спектаклях стали принимать участие и русские певцы из придворной капеллы (здесь воспитывали профессиональных музыкантов). В России работали известные иностранные композиторы; именно они до середины XVIII столетия определяли музыкальную жизнь столицы. Итальянец Франческо Арайя (1709 — около 1770) сочинил первую оперу на русский текст — «Цефал и Прокрис». Либретто написал русский писатель-классицист Александр Петрович Сумароков (1717—1777). В 1755 г. состоялась премьера оперы; исполняли её русские певцы. В 60-х гг. появились отечественные композиторы-профессионалы, представлявшие национальную музыкальную школу. Они работали в области оперной, хоровой и инструментальной музыки.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz