Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Выступления Паганини в Англии, Германии, Австрии, Франции, Чехии проходили с небывалым успехом. Виртуозное мастерство скрипача, яркая внешность притягивали к нему тысячи поклонников. Его игра покоряла стремительностью, глубиной контрастов, артистическим размахом, смелостью в трактовке традиционных приёмов, умением блестяще импровизировать. Паганини стал первым, кто давал концерты без нот, играл любую программу наизусть.

Романтическое творчество Никколо Паганини — композитора и исполнителя оказало значительное воздействие на Роберта Шумана, Фридерика Шопена, Ференца Листа и других композиторов. Паганини стал основоположником европейской школы скрипичного мастерства, но одухотворённая виртуозность его музыки отразилась и на фортепианном исполнительском искусстве.

 

Никколо Паганини.

Скрипки Никколо Паганини.

Деятельность Берлиоза не исчерпывается созданием музыкальных произведений. Он много работал над искусством оркестровки: находил неожиданные сочетания тембров, вводил новые инструменты (арфу, колокола и т. д.), писал сольные партии для инструментов, считавшихся ранее второстепенными, — тромбона («Траурно-триумфальная симфония»), альта («Гарольд в Италии»), литавр («Фантастическая симфония»). Все оркестровые находки Берлиоза не были стремлением к оригинальности, а служили раскрытию художественного замысла. Свои открытия композитор изложил в «Большом трактате о современной инструментовке и оркестровке»

(1843 г.), который до сих пор служит учебным пособием.

Берлиоз также был выдающимся дирижёром. Начиная с 1843 г. и до самой смерти он постоянно гастролировал как дирижёр по городам Германии, Австрии, Англии и дважды (1847 и 1864 гг.) побывал в России.

Творчество Гектора Берлиоза при его жизни признания у широкой публики не получило. Музыка не приносила достаточных средств к существованию, и композитору приходилось ради заработка выступать в печати в качестве музыкального критика. Наряду с серьёзными научными статьями он писал и музыкальные фельетоны, и новеллы. Многие рабо-

82

 

 

ты Берлиоза посвящены творчеству музыкантов того времени, в том числе русских композиторов.

РИХАРД ВАГНЕР (1813—1883)

Немецкий композитор-романтик Рихард Вагнер был не только выдающимся музыкантом, но и теоретиком, сформулировавшим собственное понимание основных принципов развития музыкального искусства.

Музыкой Вагнер начал заниматься сравнительно поздно — в пятнадцать лет, но дарование композитора развилось стремительно. За короткое время он создал сонаты для фортепиано, оркестровые увертюры и симфонию, музыку к трагедии Гёте «Фауст». К 30-м гг. относится начало деятельности Вагнера как дирижёра — он работал в оперных театрах Магдебурга, Кёнигсберга (ныне Калининград) и Риги. В тот же период композитор обратился к опере («Феи», 1834 г.; «Запрет Любви, или Послушница из Палермо», 1836 г.; «Риенци, или Последний трибун», 1840 г.).

Первой зрелой оперой Вагнера стал «Летучий голландец» (1841 г.) В основу сюжета легла новелла Генриха Гейне и средневековая легенда, рассказывающая о корабле-призраке и о моряке, обречённом на бесконечные скитания по морям в поисках любви и преданности. Текст либретто, как и для всех последующих опер, Вагнер написал сам. Отличительная особенность сочинения — великолепные музыкальные картины природы; на их фоне ярко вырисовываются образы действующих лиц. В «Летучем голландце» композитор впервые использовал систему лейтмотивов, которую позже стал применять постоянно.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz