Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

ИОГАННЕС БРАМС

(1833—1897)

Композитор Иоганнес Брамс — наследник великих немецких мастеров. От Баха он воспринял философскую глубину чувств и мастерское владение приёмами полифонии, от Бетховена — драматизм и совершенство в построении симфонической формы, от Шуберта — проникновенный лиризм, от Шумана — личностный тон музыки. Он сумел соединить романтическое содержание с классицистическими формами.

«Народная песня — мой идеал» — это высказывание Брамса подтверждается всем его творчеством. Музыка — не только вокальных, но и инструментальных сочинений — буквально пронизана интонациями и ритмами народных песен и танцев: немецких, славянских, венгерских и цыганских.

Иоганнес Брамс.

90

 

 

Произведения Брамса лишены сентиментальности — композитор избегает полной открытости и тем более преувеличенности в изображении чувств. Музыка сдержанна и целомудренна. К ней как нельзя лучше подходит высказывание русского пианиста Владимира Владимировича Софроницкого: «Настоящее, большое искусство — это поток кипящей лавы, а сверху семь броней».

Иоганнес Брамс родился в Гамбурге, большом портовом городе на севере Германии. Отец — музыкант-контрабасист — обучил сына музыке. Семья была бедной, и с тринадцати лет Брамсу пришлось зарабатывать на жизнь — он играл на рояле в ресторанах, позже выступал как пианист в театральных антрактах, давал частные уроки. Ранние произведения композитора не сохранились: требовательный к себе автор счёл их недостойными внимания и уничтожил.

Встреча с венгерским скрипачом Эде Ременьи (1828—1898) круто изменила жизнь Брамса. Ременьи пригласил начинающего музыканта в концертную поездку по городам Германии, и во время гастролей Брамс познакомился со скрипачом Йожефом (Йозефом) Иоахимом (1831 — 1907), будущим главой немецкой скрипичной школы, и Робертом Шуманом. В «Новом музыкальном журнале» появилась статья Шумана, в которой он называл Брамса сложившимся мастером, «в совершенстве выражающим дух времени», и связывал с ним надежды на дальнейшее развитие немецкой музыки. Эта статья сделала имя молодого композитора известным.

Брамс относился к Шуману как к великому музыканту. В последние два года перед смертью мастера Брамс поддерживал его семью. Переживания этих лет получили воплощение в Первом фортепианном концерте (1858 г.). Драматическая, порой поднимающаяся до высот подлинного трагизма музыка сочетается с глубокими лирическими откровениями.

После смерти Шумана Брамс несколько лет ездил с гастролями по Германии. В 1862 г. композитор поселился в Вене и прожил здесь до конца дней. В первые «венские» годы Брамс закончил одно из своих самых значительных произведений — «Немецкий реквием» (1868 г.) для солистов, хора и оркестра. Композитор отказался от канонического латинского текста и использовал фрагменты из Библии на немецком языке. Этот реквием должен, по замыслу автора, нести утешение, вселять в души страждущих бодрость и надежду. Первые исполнения «Немецкого реквиема» прошли с успехом — Брамс стал европейски знаменитым композитором.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz