Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Концерт для виолончели с оркестром (1895 г.) также относится к лучшим произведениям композитора. Героика и лирика, искромётная радость и веселье соединены в этом сочинении с чарующей певучестью партии виолончели.

Знаменитые «Славянские танцы» для симфонического оркестра (1878—1887 гг.) созданы под впечатлением от «Венгерских танцев» Брамса. Дворжак увлёкся мыслью

Антонин Дворжак.

Сцены из оперы «Русалка».

Национальный театр, Прага. 1901 г.

108

 

 

создать нечто подобное на основе славянской музыки. Из шестнадцати пьес десять написаны по мотивам чешских танцев, в остальных шести использованы украинские, словацкие, польские и сербские народные мелодии. Каждый танец — яркая жанрово-бытовая музыкальная картина.

Антонин Дворжак много выступал как дирижёр — исполнитель собственных сочинений. Его концерты с большим успехом проходили в городах России, в Лондоне, Берлине, Будапеште, Нью-Йорке и др. Он был выдающимся педагогом и возглавлял класс композиции в Пражской консерватории.

ЭДВАРД ГРИГ

(1843—1907)

Творчество норвежского композитора Эдварда Грига открыло для Европы музыкальную культуру Скандинавских стран. Решающее влияние на формирование стиля мастера оказали сочинения немецких композиторов-романтиков. В Норвегии серьёзное музыкальное образование в то время получить было невозможно, и в пятнадцать лет Григ поступил в Лейпцигскую консерваторию, которую окончил в 1862 г. Именно здесь он познакомился с музыкой Германии.

Немаловажную роль в творческой судьбе Грига сыграла встреча с норвежским композитором Рикардом Нурдроком (1842—1866), выступавшим за создание национального музыкального искусства. Вернувшись на родину, Григ стал изучать норвежскую народную музыку. «Я черпал из богатой сокровищницы народных норвежских песен и пытался создать норвежское искусство из этого до сих пор не осознанного источника народной души», — напишет позже композитор.

Эдвард Григ не сочинял симфоний, не создал ни одной оперы. Он писал песни, фортепианные пьесы, камерные ансамбли, симфонические циклы народных танцев, симфонические сюиты и т. д.

Эдвард Григ.

Интерьер дома Эдварда Грига. Осло. XIX в.

109

 

 

Автограф партитуры «Песни Сольвейг».

Своеобразная мелодичность и ритмика песен Грига выдаёт их норвежское происхождение, но необыкновенное изящество и в то же время глубина музыкальных образов делают песни произведениями мирового масштаба. Для своих сочинений композитор выбирал тексты скандинавских писателей — Ханса Кристиана Андерсена, Бьёрнстьерне Мартиниуса Бьёрнсона, Генрика Ибсена и др. Песни Грига публиковались в сборниках («По скалам и фиордам», 1886 г.; «Норвегия», 1893 г.; «Дитя гор», 1895 г.).

Богато и фортепианное наследие Грига. Концерт для фортепиано с оркестром (1868 г.) получил в своё время высокую оценку Ференца Листа. Это произведение отличается красотой мелодий и благородной виртуозностью партии солиста.

Большинство фортепианных пьес входит в десять сборников композитора под названием «Лирические пьесы» (1867—1901 гг.). Это сочинения скорее для домашнего музицирования, чем для концертной эстрады. Скромная прелесть маленьких композиций, простота изложения, иногда несколько наивная программность («Бабочка», «Одинокий странник», «Птичка», «Мальчик-пастух», «Шествие гномов», «Минувшие дни», «Она танцует», «Тоска по родине» и др.) делают пьесы незаменимым учебным материалом для начинающих музыкантов. Однако в фортепианном наследии Грига есть произведения и героико-драматического склада, крупной формы. Таковы фортепианная соната (1865 г.) и «Баллада» (1875 г.).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz