Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В 90-х гг. Дебюсси тесно общался с художниками-импрессионистами и поэтами-символистами. В эти годы начался расцвет его творческой деятельности. Композитор создал ряд произведений, принёсших ему широкое признание публики.

Яркими образцами импрессионизма стали симфонические произведения Дебюсси — прелюдия «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны», «Море». Композитор не признавал жанра симфонии в её чистом виде. Он предпочитал свободные симфонические сюиты, в которых каждая часть имеет собственное содержание. Причём количество частей в сочинениях различно. Дебюсси много экспериментировал со звучанием различных инструментов и их сочетаниями. Так, нередко главную роль он отдавал арфе в сопровождении деревянных духовых; мелодии соло у него часто испол-

Клод Дебюсси (справа) в составе трио для домашнего музицирования Н.Ф. фон Мекк. 80-е гг. XIX в.

Клод Дебюсси.

142

 

 

няют флейта, гобой или кларнет, а не скрипка, как у романтиков. В этом плане показательна прелюдия «Послеполуденный отдых фавна» (1894 г.), написанная по стихотворению французского поэта-символиста Стефана Малларме. Флейты, гобои, валторны и две арфы рисуют картину летнего зноя, на фоне которого изображено лесное божество.

В такой же живописной манере созданы «Ноктюрны» (1899 г.). Сам Дебюсси таким названием хотел подчеркнуть необычный ночной колорит. Сочинение состоит из трёх пьес «Облака», «Празднества», «Сирены». Образы сирен Дебюсси создал с помощью женского хора, поющего без слов.

Самое крупное симфоническое произведение композитора — «Море» (1905 г.). Здесь изображена то умиротворённая, то бушующая стихия. Как и в других сочинениях, поэтичны и необычны названия частей: «На море от зари до полудня», «Игра волн», «Диалог ветра и моря».

Единственная законченная опера Дебюсси — «Пеллеас и Мелизанда» (1902 г.). Она написана по пьесе бельгийского поэта и драматурга-символиста Мориса Метерлинка. В центре сочинения — сложный духовный мир человека. Встречи двух влюблённых, Пеллеаса и Мелизанды, их диалоги —- основа сюжета. В опере есть все черты символистского театра: действие происходит почти всегда в полутьме, в атмосфере скорбного предчувствия смерти. Дебюсси специально подчёркивает неясность и недосказанность диалогов. А непонятные явления становятся символами, скрывающими тайный смысл. Например, картина жуткого подземелья — как напоминание о неотвратимости смерти. Но, несмотря на всю условность действия, идея оперы проста и понятна — композитор воспевает красоту и силу любви, готовой преодолеть любые препятствия.

В 1913 г. Дебюсси совершил концертные поездки по разным странам, посетил Москву и Петербург. Он выступал как пианист и дирижёр

с исполнением преимущественно собственных произведений. В годы Первой мировой войны (1914— 1918 гг.) композитор активно занимался критической деятельностью — в своих литературных творениях он призывал к свободе творчества.

Эскиз декораций к балетной сцене «Послеполуденный отдых фавна». Художник Л.С. Бакст. Русские сезоны в Париже. 1912 г.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz