Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Бела Барток.

 

 

ЗОЛТАН КОДАЙ

(1882—1967)

Крупный венгерский композитор и дирижёр Золтан Кодай стал наряду с Бартоком одним из создателей неофольклоризма. Наибольшей творческой удачей Кодая можно считать комическую оперу «Хари Янош» (1926 г.) и ораторию «Венгерский псалом» (1923 г.). Фольклорный материал в этих сочинениях гармонично сочетается с традициями позднего романтизма и импрессионизма.

Кодай — автор известных произведений для хора без сопровождения (в XX в. к этой области музыки обращались далеко не все композиторы). Хоровая музыка мастера очень серьёзна, но не содержит чрезмерных сложностей, и её широко исполняют как профессиональные, так и любительские коллективы.

Композитор много сил отдавал педагогической деятельности. Он писал хоровую и фортепианную музыку для детей, искал новые способы приобщения человека к музыке с раннего возраста. Кодай создал превосходные учебники по пению для учащихся начальных классов. Педагогическая работа композитора завоевала международное признание: в числе учебных заведений разных стран, объявивших его своим почётным профессором, была и Московская консерватория.

Золтан Кодай.

177

 

 

звуков, который встречается в музыке Китая, а также тюркских и угро-финских народов. Именно пентатоника придаёт звучанию венгерских песен особое своеобразие. Барток был убеждён, что найденные им напевы, непривычно суровые и резкие для современных венгров, хранят память о музыке древних кочевников, пришедших когда-то на территорию Венгрии.

Сам мастер всю жизнь стремился, чтобы его собственная музыка несла в себе открытую в фольклоре необычную, «дикую» красоту. Яркий пример подобного произведения — фортепианная пьеса «Варварское аллегро» (1911 г.). Чёткий ритм, режущие слух гармонии, отрывистое звучание фортепиано, больше напоминающее звучание ударных инструментов, по замыслу композитора, должны передавать необузданную, «варварскую» энергию, приближая профессиональное сочинение к подлинному народному искусству.

В зрелый период творчества Бар-ток обращался в основном к жанрам фортепианной и оркестровой музыки. Для фортепиано он писал главным образом циклы миниатюр. Лучшим из них считается цикл «Микрокосмос» (1937 г.), который задумывался как пособие для начинающих пианистов. Однако в результате получилось очень непростое сочинение, для исполнения которого необходимо владеть сложнейшими приёмами фортепианной техники. Пьесы цикла отражают настроения, характерные для многих произведений композитора, — в них есть и драматизм, и светлая лирика. Барток создал и фортепианные концерты. В повышенно эмоциональной, страстной музыке Первого (1926 г.) и Второго (1931 г.) концертов чувствуется влияние экспрессионизма.

С особым блеском дарование Белы Бартока раскрылось в оркестровых произведениях 30—40-х гг. Сочинение «Музыка для струнных,

МУЗЫКА ЧЕХИИ

Самым значительным явлением чешской музыки XX в. стало творчество Леоша Яначека (1854—1928) — композитора, дирижёра, педагога и собирателя фольклора. Яначек получил музыкальное образование в Праге, затем совершенствовался в Лейпциге и Вене. На стиль композитора значительное влияние оказали французский импрессионизм, итальянский веризм и русская оперная музыка XIX столетия, особенно творчество М.П. Мусоргского. Россию Яначек посетил дважды (в 1896 и 1902 гг.) и интерес к русской культуре сохранил до конца жизни. В 1896—1915 гг. он возглавлял «Русский кружок» в городе Брно; из девяти опер две написаны по произведениям русской литературы — «Катя Кабанова» (1921 г.; по пьесе А.Н. Островского «Гроза») и «Из мёртвого дома» (1930 г.; по повести Ф.М. Достоевского «Записки из мёртвого дома»). Наиболее известное произведение Леоша Яначека — опера «Её падчерица» («Енуфа», 1903 г.), написанная по одноимённой пьесе чешской писательницы Габриэлы Прейссовой. Это психологическая драма, повествующая о жизни глухой моравской деревни начала века. В опере соседствуют лирические эпизоды и масштабные хоровые сцены. Сложные характеры главных героев раскрыты глубоко и правдиво. Музыка обладает ярким национальным колоритом.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz