Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Общеизвестные темы, которые в джазе исполняются наиболее часто, называются стандартами. Многие стандарты — это популярные песни, мелодии из кинофильмов и театральных спектаклей, созданные в 20—50-х гг. В современном джазе стандартами всё чаще становятся инструментальные пьесы, спе-

СПИРИЧУЭЛ

Спиричуэл (от англ. spiritual — «духовный») — жанр духовных песнопений чёрных американцев. Он возник приблизительно в XVII в. на основе протестантского хорала (см. статью «Музыка эпохи Возрождения»). Многоголосие, гармонии и мелодии, заимствованные из европейской музыкальной традиции, сочетаются в спиричуэл с выразительными средствами и приёмами афроамериканской музыки (импровизация, сложная ритмическая структура, построение по принципу вопроса-ответа и т. д.). Поэтическое содержание связано с библейскими текстами, а также с повседневной жизнью чёрных американцев. Спиричуэл исполняется хором без инструментального сопровождения, с хлопками в ладоши и танцевальными движениями певцов. До середины XIX столетия этот жанр оставался частью афроамериканского фольклора. Позднее он вошёл в репертуар профессиональных музыкантов. Жанр спиричуэл оказал влияние на формирование блюза и раннего джаза.

*Акцент — резкое по звучности выделение одного звука среди небольшой группы.

188

 

 

циально предназначенные для джазовых музыкантов.

Самым ранним джазовым стилем считают музыку ансамблей, в состав которых входили труба или корнет, кларнет, тромбон и ритм-секция — банджо, контрабас (или туба), ударные инструменты и позднее фортепиано. Труба обычно играла основную мелодию, лишь слегка её варьируя, кларнет виртуозно опевал мелодию в верхнем регистре, тромбон подчёркивал гармонические ноты и заполнял паузы. Выдающимися мастерами этого стиля были чёрные музыканты — трубачи Кинг Оливер (Джозеф Оливер, 1885—1938) и Луи Армстронг (Луи Даниел Армстронг, 1900—1971), сопрано-саксофонист Сидней Беше (1897—1959), тромбонист Кид Ори (Эдвард Ори, 1886— 1973), пианист Джелли Ролл Мортон (Фердинанд Жозеф Ла Мэнт, 1885— 1941). Различали новоорлеанскую, чикагскую и нью-йоркскую разновидности джаза, которые в совокупности называли традиционным джазом. Когда появились белые исполнители, их ансамбли стали именовать диксилендами. Сегодня под диксилендом часто подразумевают весь традиционный джаз.

С конца 20-х гг. получили распространение танцевальные залы, куда требовались музыкальные коллективы, способные наполнить звуком большое помещение. В богатых отелях и дорогих ресторанах играли так называемые симфоджазовые оркестры, среди которых оркестр Пола

Уайтмена (1890—1967) выделялся сочетанием танцевального и концертно-академического репертуара. В афроамериканской среде стихийно сложился компактный состав танцевального джаз-оркестра: две трубы, тромбон, два альт-саксофона и тенор-саксофон, фортепиано, контрабас и ударные. Наиболее интересными считались оркестры пианиста Флетчера Хендерсона (Джеймс Флетчер Хендерсон, 1898—1952) и саксофониста Бенни Картера (Беннетт Лестер Картер, родился в 1907 г.), которые внесли много нового в оркестровку. Хендерсон ввёл в своём оркестре совместное исполнение музыки различными группами инструментов, устраивая переклички между этими группами. Картер увеличил


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz