Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Работа над балетом «Пульчинелла» стала началом периода неоклассицизма в творчестве Стравинского (продлился около тридцати лет). Подобно многим своим западным современникам, композитор интересовался античными сюжетами. В 1927 г. он создал новаторское по жанру произведение — оперу-ораторию «Царь Эдип». На сцене наря-

*Пульчинелла — персонаж итальянской комедии масок.

206

 

 

ду с поющими персонажами присутствует чтец-рассказчик, действие развивается медленно, и этим «Царь Эдип» напоминает ораторию. В музыке сочинения сохраняются характерные для стиля мастера сложные гармонии и ритмы, однако в ней немало черт барокко. В ариях полифонически переплетаются голос певца и голос солирующего инструмента (так строил арии в кантатах и «страстях» Бах). Стремление воссоздать современными средствами формы музыки барокко оказалось сильнее интереса к психологической стороне действия. Стравинский взял один из самых страшных сюжетов мировой мифологии, но трагизма в опере нет.

Не менее оригинальное сочинение для сцены — опера «Похождения повесы» (1951 г.). Либретто написано по одноимённой серии картин английского художника Уильяма Хогарта. Музыка тонко имитирует традиции итальянской оперы-буффа, но в эпизодах, рисующих порочные наклонности главного героя, появляются фрагменты, остроумно пародирующие американский мюзикл.

В тот же период неоклассицизма Стравинский обратился к духовным темам. Лучшее духовное сочинение — «Симфония псалмов» (1930 г.) для хора и оркестра. Музыка этого масштабного трёхчастного произведения, написанного на тексты псалмов царя Давида, строга, почти сурова, однако в финале наступает просветление. По собственным словам Стравинского, он стремился сочинять духовную музыку, которую было бы легко воспринимать с первого раза. И хотя симфонические произведения мастера нельзя назвать простыми, в их звучании действительно есть удивительная лёгкость, изысканность. Во многом такая черта, неожиданная для стиля в целом, объясняется небольшим составом исполнителей. Например, в концерте для оркестра «Дамбартон-Окс» (1938 г.) занято всего пятнадцать инструментов, а в фортепианном концерте (1924 г.) солиста сопровождают только духовые.

Эскиз декораций к опере-оратории «Царь Эдип». Постановка Сухумского драматического театра.

В начале 50-х гг. в творчестве Стравинского произошёл поворот к додекафонии (см. статью «Новая венская школа»). Это тем более удивительно, что почти всю жизнь композитор относился к этой системе критически и не раз в своих статьях спорил с её создателем Арнольдом Шёнбергом. Серийная техника использована в таких сочинениях, как септет (1952 г.), балет «Агон» (1957 г.), реквием (1966 г.). Стравинский, безусловно, не точно следовал правилам, предложенным Шёнбергом; чувствуется, что русский композитор опирался на определённую тональность. По словам Стравинского, в додекафонии его привлекала близость к приёмам полифонии строгого стиля.

В творчестве И.Ф. Стравинского музыка предстаёт как всеобъемлющее искусство, не знающее строгих разграничений во времени, в стилях и национальных традициях. Композитор с лёгкостью менял направление работы, но, тем не менее, всегда оставался очень цельным мастером. Символом этой цельности можно считать одно из последних его произведений — Канон для оркестра (1965 г.) на тему русской народной песни. В конце жизни Стравинский словно перекидывает мост к истокам творческого пути. Ту же народную песню он использовал в своём первом балете «Жар-птица».


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz