Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

*Дамбартон-Окс — название поместья, принадлежавшего заказчику концерта.

207

 

 

НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ МЯСКОВСКИЙ

(1881—1950)

Композитор Николай Яковлевич Мясковский родился в семье военного инженера, служившего под Варшавой. По семейной традиции он должен был унаследовать профессию отца. Решение посвятить себя музыке пришло уже после окончания кадетского корпуса, военно-технического училища и службы в сапёрных войсках. Во время обучения в Петербургской консерватории (1906—1911 гг.) Мясковский познакомился с С.С. Прокофьевым, и эта дружба сохранилась на всю дальнейшую жизнь. На формирование творческого почерка композитора оказали влияние не только явления музыкального искусства, но и собственный опыт человека, долгое время совмещавшего занятия музыкой со службой в армии, участвовавшего в Первой мировой войне. Мясковский работал в области симфонической, камерной инструментальной и вокальной музыки. Главное в его наследии — двадцать семь симфоний. На первый взгляд автора этих сочинений не интересуют события внешней жизни, он погружён в сферу «чистого» музицирования. Музыка симфоний действительно завораживает совершенством форм, красотой звучания оркестра. Однако многие произведения вызваны к жизни сложными поворотами русской истории, которые композитор хотел осмыслить «с позиции вечности». Особенно ясно такая связь ощущается в Шестой симфонии (1922 г.). У этого сочинения нет программы, но исследователи считают его размышлением о революционных событиях 1917 г., которые мастер оценивает как трагедию. Через вторую и третью части проходит тема заупокойного песнопения «День гнева», а в финале эта тема и старинный русский духовный стих «О расставании души с телом» (исполняет хор) «сталкиваются» с цитатами из французских революционных песен «Карманьола» и «Всё будет (хорошо)». Тихое мажорное завершение только сильнее заставляет почувствовать общий трагизм сочинения. В построении финала есть сходство с Девятой симфонией Бетховена: она также завершается звучанием хора, а духовный стих композиционно играет ту же роль, что и ода Шиллера «К радости». Однако хоровая часть симфонии Мясковского по смыслу прямо противоположна тому, что слышалось русскому челове-

Н. Я. Мясковский (слева) и А.И. Хачатурян.

Николай Яковлевич Мясковский.

*Духовный стих — популярная в народной среде песня религиозного содержания.

208

 

 

ку 20-х гг. в симфонии Бетховена (в то время это произведение официально трактовалось как музыка, прославляющая революцию).

К числу лучших сочинений Мясковского относят также Двадцать первую (1940 г.) и Двадцать седьмую (1949 г.) симфонии. Двадцать первая одночастна (исполняется всего семнадцать минут), но в ней есть и эпический размах, и тонкая лиричность. Двадцать седьмая симфония состоит из трёх частей. По общему настроению музыка мужественна и строга, но не трагична. В ней чувствуется сила и любовь к жизни (хотя композитор сочинял симфонию, зная, что неизлечимо болен). В этом произведении представлены лучшие качества оркестрового стиля Мясковского: мощное, «плотное» звучание, заставляющее вспомнить манеру Брамса, повышенное внимание к струнной группе, делающей звучание оркестра тёплым и мягким, сложные и богатые выразительными подголосками партии отдельных инструментов.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz