Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Камерная музыка композитора — квартеты, фортепианные сонаты и другие вокальные и инструментальные сочинения — также отличается богатством мысли, тонкостью ощущений и безукоризненным профессионализмом. В этих произведениях нет эффектных виртуозных приёмов, они обращены, прежде всего, к интеллекту, как музыканта, так и слушателя.

Н.Я. Мясковский чувствовал себя наследником традиций русской музыки XIX в. Он не стремился к техническим новшествам, но был поразительно современным композитором, привносил в искусство своей эпохи глубину и интеллигентность.

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ

(1891—1953)

Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева — крупное явление не только русской, но и мировой музыкальной культуры XX столетия. Отличительная черта его стиля — стремление к новаторству. Произведения Прокофьева публика, а иногда и исполнители нередко встречали с недоумением, композитора обвиняли в чрезмерной сложности, грубости и даже «музыкальном хулиганстве». Музыка мастера требует от слушателя внимания, сосредоточенности: только в этом случае удастся постичь глубину произведения, оценить смелые и неожиданные решения в построении мелодий и гармоний, безукоризненно логичные формы.

С. С. Прокофьев родился в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне Донецкая область Украинской Республики), где его отец, агроном по специальности, служил управляющим. Музыкальные способности композитора проявились рано — с пяти лет он уже сочинял, а в девять попытался написать оперу. Первым серьёзным учителем стал для Прокофьева видный композитор и педагог Рейнгольд Морицевич Глиэр (1874 или 1875—1956). В Петербургской консерватории

Сергей Сергеевич Прокофьев.

209

 

 

(1904—1914 гг.) он, в частности, учился у Н. А.Римского-Корсакова и А.К. Лядова.

Творческий путь Прокофьева можно разделить на три периода: ранний (1908—1918 гг.), заграничный (1917—1932 гг.) и период жизни в СССР (1932—1953 гг.). Ранний период иногда называют «временем самоутверждения». Первые сочинения композитора привели в замешательство русскую музыкальную общественность, однако и слушатели, и критики признали силу его таланта.

Самые значительные произведения этого периода — Первый фортепианный концерт (1912 г.), балет «Ала и Лоллий» (1915 г.) и «Классическая» симфония (1917 г.). Резкими созвучиями, изломанными мелодиями, необычными ритмами Первый концерт напоминает произведения композиторов французской «Шестёрки». В концерте чувствуется новый для русской музыки того времени подход к фортепиано, когда звучание инструмента подчиняет себе оркестр.

Балет «Ала и Лоллий», написанный на экзотический сюжет из жизни древнего племени скифов, создан для труппы С. П. Дягилева. Однако Дягилев не принял балет к постановке, и Прокофьев переработал музыку в симфоническую сюиту, которую так и назвал — «Скифская сюита».

«Классическая» симфония — один из редких примеров неоклассицизма в русской музыке. Само название говорит о том, что произведение задумано как воспоминание о традициях венской классической школы. Прокофьев тонко подражает художественным приёмам симфоний Гайдна и раннего Моцарта, но собственный почерк автора в построении мелодий и гармоний сохраняется. В результате у автора получилось изысканное, остроумное и очень современное произведение: классические формы подчёркивают оригинальность музыки.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz