Предыдущая Следующая
В 1918 г. Прокофьев уехал за
границу и прожил там пятнадцать лет. В этот период композитор работал в разных
жанрах; особое внимание он уделял оперной музыке. Работа над оперой «Игрок» (на
подлинный текст одноимённой повести Ф.М. Достоевского) была начата ещё в 1915 г. В 1917 г. произведение
собирался ставить в Мариинском театре выдающийся режиссёр Всеволод Эмильевич
Мейерхольд. Однако оркестр и певцы отказались разучивать оперу, назвав её
слишком сложной и непонятной. В 1922
г., уже в Германии, Прокофьев переработал оперу.
Премьера состоялась в 1929 г.
в Брюсселе. Музыка «Игрока» построена на речитативе. Персонажи наделены
сложными психологическими характеристиками. Особенно интересны партии главных
героев — Полины, «девушки болезненно гордой», и Алексея, для которого любовь к
Полине превратилась в страдание, приведшее к безумию. Главная тема повести —
безудержная страсть к игре в рулетку — эмоционально и глубоко раскрыта в сцене
в игорном доме.
Тяга композитора к
характерам сложным, сильным и неоднозначным вызвала к жизни оперу «Огненный
ангел» (1927 г.).
Она написана по одноимённой повести русского поэта-символиста Валерия
Яковлевича Брюсова. Действие происходит
Сцена из оперы «Огненный ангел»
Триест. 1959 г.
210
в Германии в XVI в. Главная героиня,
Рената, одержима странной любовью к «огненному ангелу», невидимому для других
людей. Сюжет, образ героини сближают это сочинение с экспрессионизмом (хотя
главную музыкальную находку экспрессионистов — серийную технику Прокофьев
никогда не использовал). Персонажи на протяжении всего действия находятся в
состоянии предельного эмоционального напряжения (и это тоже черта
экспрессионизма), высокий трагизм чередуется в музыке с мрачной иронией. Однако
внимание автора сосредоточено не на событиях, главное для него — передать
атмосферу эпохи Средневековья, которую современный человек видит трагичной и
загадочной.
Приблизительно в те же
годы Прокофьев работал над комической оперой «Любовь к трём апельсинам» (1921 г.). В основу сюжета
легла одноимённая пьеса Карло Гоцци. В опере наряду с героями сказки Гоцци —
Принцем, Принцессой, волшебниками и прочими на сцену выведены и персонажи,
сотворившие действие, — комики, лирики, чудаки. Они вмешиваются в ход событий,
нередко выручая героев из беды, и создают немало комических ситуаций. Музыка
полна тонкого юмора и энергии, она легко и радостно воспринимается слушателем,
несмотря на сложность мелодического и гармонического языка.
В 1932 г. Прокофьев
возвратился на родину. Жизнь в Советском Союзе оказалась нелёгкой. Музыка
композитора не избежала обвинений в «формализме». Однако именно этот период
оказался особенно плодотворным. Появились новые оперы, балеты, симфонии,
симфоническая сказка для детей «Петя и волк» (1936 г.). Композитор работал
над музыкой к кинофильмам режиссёра Сергея Михайловича Эйзенштейна — «Александр
Невский» (1938 г.;
позднее переработана в кантату) и «Иван Грозный» (1942—1945 гг.).
Одно из центральных
произведений 30-х гг. — балет «Ромео и Джульетта» (1936 г.) по трагедии
Шекспира. Его постановка в Ленинграде в 1940 г. (главную партию исполнила великая
балерина Галина Сергеевна Уланова) стала выдающимся событием в истории
балетного искусства, и сейчас трудно поверить, что музыка сначала была признана
артистами «нетанцевальной». По сравнению с предшествующими сочинениями в стиле
композитора появились новые качества, в частности стремление к простоте и
ясности в построении музыкальных тем. В центре балета — образ Джульетты,
превращающейся из очаровательного ребёнка в женщину, способную Предыдущая Следующая
|