Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В XVIII столетии возник ещё один вид пьес — мелодрама (от греч. «ме'лос» — «песнь», «мелодия» и «драма»). Первоначально такие спектакли действительно сопровождались музыкой. Позже мелодрамами стали называть пьесы, где изображаются ужасные события, но всё завершается, как правило, хорошо. Добрые люди, пережив горе и потрясения, обретают тихую гавань — счастье и достаток, а злодеи либо умирают страшной смертью, либо заканчивают свою жизнь за решёткой. Персонажи мелодрамы всегда говорят друг с другом на повышенных тонах, сопровождая речь резкими жестами, горько плачут или громко рыдают. В отличие от трагикомедии зло и добро, чёрное и белое резко разделены. Нравственные выводы не терпят разночтений. Сюжеты и приёмы мелодрамы широко используют создатели современных телесериалов (например, «Богатые тоже плачут», «Поющие в терновнике»).

К рубежу XIXXX вв. относится появление монодрамы (от греч. «мо'нос» — «один», «единственный» и «драма»). Это произведение для

Эскиз декораций к спектаклю «Власть тьмы» (пьеса Л. Н. Толстого). Художник Шишков. Александрийский театр, Санкт-Петербург.

Пьеса Дени Дидро «Отец семейства» на сцене «Комеди Франсез», Париж. XVIII в.

234

 

 

 

сцены (драма, комедия или даже водевиль), написанное для одного актёра.

АКТЁРСКОЕ ИСКУССТВО

За двадцать пять веков существования театра его служители пережили гонения и триумфы, любовь и ненависть. Долгое время на тех, кто носил маску, личину, окружающие смотрели с недоверием и даже опаской. Пугала сама сущность актёрского ремесла — умение стать другим человеком, сегодня — весёлым и добрым, а завтра — мрачным и злым.

Актёрское искусство имеет обрядовое происхождение. Первыми актёрами можно считать жрецов: исполняя ритуалы, они, по сути, играли роль и знать её должны были без запинки. Жрецы надевали специальные костюмы, иногда маски. У современных актёров есть и другие предшественники — шуты. Они появились в истории человечества очень рано. Шут, как и жрец, приняв на себя роль, не отказывался от неё в течение всей жизни.

Такая «родословная» объясняет двойственное отношение к актёрам. Бытовали две крайние точки зрения. Актёр часто воспринимался зрителями или как избранник — служитель высокого искусства, беседующий с богами, или как легкомысленный и грубый потешник В первом случае его приравнивали к жрецу, а во втором — к шуту.

В Древней Греции актёров, исполнявших короткие бытовые сценки, называли мимами, т. е. подражателями. В античном мире родилось и иное понятие — актёр. Так именовали тех, кто играл в трагедиях и комедиях. Слово произошло от латинского actus, что значит «поступок», «действие». В большинстве европейских языков закрепилось второе слово.

Собственно, два эти названия и выражают суть актёрского искусства: действие и игра, подражание.

Актёр на сцене должен и действовать согласно сюжету пьесы, и играть роль — быть не самим собой, а другим человеком. Игровое начало подчёркнуто в немецком наименовании средневекового актёра — шпильман и шаушпиллер (от нем. Spiel — «игра»).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz