Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Так, в историю театрального искусства вошла золотая мантия-пирамида, которая превращала свиту короля в опасное чудовище. Она была специально придумана для спектакля Гордона Крэга «Гамлет», поставленного в Московском Художественном театре (1911 г.). Тяжёлый вязаный занавес в том же «Гамлете» в постановке Юрия Любимова 1971 г. символизировал судьбу.

Как только режиссёр обрёл главенствующее положение в театре, важной стала проблема взаимопонимания между участниками спектакля. На сценической площадке

могут сталкиваться различные стили, разные творческие пристрастия. Режиссёр-постановщик призван соединить все элементы в одно целое, учитывая при этом особенности характеров актёров и вкусы художника, понимая двойственность их роли в подготовке спектакля. Актёры и художник-сценограф одновременно самостоятельны и подчинены воле режиссёра-постановщика. Он же в своей работе должен помнить о двойном, точнее, даже тройном подчинении актёра. Участник сценического действия должен руководствоваться текстом пьесы (во всяком случае, произносить слова, написанные драматургом), следовать режиссёрским указаниям и освоить пространство, построенное сценографом.

История театра XX в. показала, что по желанию режиссёра и при помощи актёров, воплощающих его замысел на сценических подмостках, может быть изменён даже жанр пьесы, положенной в основу спектакля. Комедийный текст по воле постановщика приобретает черты трагедии, трагический сюжет трактуется

261

 

 

В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ

При постановке оперного спектакля тоже бывает этап сценических репетиций. Вначале — в классе, под рояль, в выгородках (ширмы, ступени, пандусы — наклонные площадки, станки — площадки, возвышающиеся над полом) с мебелью (столы, скамейки, диваны, кресла, стулья и т. д.), с реквизитом, бутафорией (самовар, букеты цветов, чернильница, бумага, таз для варки варенья, веера и пр.). Реквизит в переводе с латинского означает «необходимое». Вот теперь после долгих сценических репетиций под рояль начнётся новый этап репетиций с оркестром. Все споры, уточнения, поиски удобства для пения, слышимость текста, достоверность поведения завершаются главными репетициями, которые называются «прогонами», «генеральными репетициями». Теперь из костюмерных приносят костюмы, их «обживают». Перед генеральной репетицией проходит «световая», «монтировочная».

В музыкальном театре все включения осветительных приборов (прожекторов, софитов) происходят точно по музыкальным фразам, и занимаются этим осветители. Вся подготовка освещения может проходить на декорациях с людьми и без. Смена оформления одной картины на другую совершается по команде помощника режиссёра под руководством машиниста сцены. Перемена места действия происходит либо при закрытом занавесе во время «сидячих антрактов», когда публика сидит на месте (это называется «чистая перемена»), либо во время большого антракта. Если заглянуть за закрытый занавес, то можно увидеть, как быстро выбегают все те, кто участвует в перестановке — реквизиторы, бутафоры, осветители, рабочие сцены. Для того чтобы они не сталкивались и каждый, не мешая друг другу, делал своё дело,

и существуют монтировочные репетиции.

В опере кроме актёров обязательно участвует хор, который состоит из нескольких групп голосов: женские — сопрано и альты, мужские — тенора, баритоны, басы. Они могут выступать одновременно и по голосам, т. е. так, как это предусмотрено композитором. Хормейстер готовит хор к спектаклю, разучивает с ними партии.

В результате совместных усилий рождается оперный спектакль, в котором слышимое соединяется с видимым.

Сцена из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Мариинский театр, Санкт-Петербург. 1890 г.

как сатирический, а драматический персонаж выглядит смешным.

Подлинное произведение театрального искусства рождается только в творческом содружестве всех участников сценического действия, но ведущая роль режиссёра непременно должна сохраняться.

 

 

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz