Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Персонажи итальянской комедии дель арте. Гравюра Ж. Калло. XVII в.

Сцена из учёной комедии (подражание Теренцию).

277

 

 

забавах пастухов и пастушек. На зелёных лугах, под добрым и тёплым солнцем герои пасторалей пребывали во власти идеальной, чистой любви. Если в комедиях персонажи заботились об усладах тела, то здесь грезили о духовных пирах. Один из величайших поэтов эпохи Возрождения — Торквато Тассо (1544— 1595) подарил европейскому театру полную лиризма и светлого поэтического чувства пасторальную драму «Аминта» (1573 г.), в которой рассказал о благородной и жертвенной любви пастуха Аминты к нимфе Сильвии.

КВАРТЕТЫ МАСОК

На сцене комедии дель арте действовали десятки масок. Но главными оставались четыре — так называемый квартет. На севере и юге Италии сложились разные квартеты. В северный (венецианский) входили Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин, южный (неаполитанский) составляли Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья. В игре неаполитанских масок, энергичных и шумных, было много смешных моментов, шутовства, трюков, не относящихся к содержанию сценок; северные маски более солидны и сдержанны, а в некоторых сюжетах даже драматичны. Венецианские маски часто использовались и позже — вплоть наших дней.

Душой комедий стали маски дзанни, т. е. слуг. Дзанни — искажённое имя Джованни, очень распространённое в Италии. (В России похожая пара имён — Иван и Ванька.) В северном квартете слуги — Бригелла и Арлекин. Бригелла — хитрый, злой, разговорчивый. Он расчётлив и из всех проделок извлекает пользу; умеет интриговать, водить за нос и надувать. Изначально Арлекин — простак, деревенский парень, не унывающий даже в очень трудных ситуациях; иногда влюблённый. Со временем характер персонажа усложнился. Появился и соперник в любви — Пьеро, но изобретательный, а порой и нахальный Арлекин всегда побеждал мечтателя-вздыхателя Пьеро, уводил у него Коломбину. В эту женскую маску превратилась более ранняя — Серветта или Фантеска. Арлекин носил шапочку с заячьим хвостом и костюм в заплатах. Позже, не в Италии, а во Франции, лохмотья и заплаты

превратились в праздничные треугольники и ромбики. Маску Арлекина избирали самые лучшие актёры.

Панталоне был предметом для насмешек. Это старик, который заглядывается на девушек либо — в другом сюжете — берёт себе молодую жену, а потом тиранит её. В прошлом отважный мореплаватель, он ведёт себя так, будто всё ещё является покорителем морских просторов.

Доктор тоже комический персонаж. Герой преисполнен уважения к самому себе: ведь он юрист, профессор старейшего европейского университета в Болонье. Однако «учёность» осталась в прошлом. Он понемногу забывает то, что знал: варварски перевирает латинские цитаты, путает имена и т. д. Доктор говорит грамматически правильно, но фразы иногда лишены смысла и вызывают насмешки.

Панталоне и Доктор.

Арлекин и Коломбина.

Маски южного квартета оказались не столь популярны, как северные. Самая живучая и любимая — Пульчинелла, весёлый слуга, умный и саркастичный. Этот персонаж носил чёрную полумаску, говорил в нос. Иногда Пульчинелла был не молодым слугой, а комическим стариком наподобие «северного» Панталоне. На голове у него красовалась остроконечная шапочка, а на боку — деревянная шпага. Для Пульчинеллы сочинялись специальные сценарии, называемые пульчинеллатами.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz