Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Опыт Мольера-драматурга неотделим от опыта Мольера-актёра. Взгляды на искусство сцены, на разницу в игре трагических и комических актёров были блистательно воплощены Мольером в собственной театральной практике.

После «Тартюфа» Мольер написал и поставил две комедии, ставшие бессмертными. В пьесе «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 г.) драматург обработал известный сюжет о бурной жизни повесы аристократа и о справедливом возмездии, настигающем его за грехи и богохульство. Герой Мольера — вольнодумец и скептик, человек XVII столетия.

По-иному, чем в «Дон Жуане», мотив вольнодумства и свободной воли трактовался в «Мизантропе» (1666 г.). Здесь уже звучали драматические, даже трагические мотивы. Мольеровский смех стал «смехом сквозь слёзы» — ведь главная мысль пьесы сводилась к тому, что жить среди людей и сохранять благородство души невозможно.

Мольер в своих пьесах отвергал классицистическую теорию трёх единств, за что его не уставали критиковать, нарушал строгие правила. Умер Мольер на сцене. В последние годы жизни он задыхался, ему стало тяжело произносить стихи, поэтому для себя драматург писал роли в прозе. По распоряжению архиепископа Парижа Мольера хоронили так, как хоронят самоубийц, — за церковной оградой. Много позже Франция отдала своему гению почести, которых он так и не удостоился при жизни.

История классицизма не заканчивается в XVII столетии. В следу-

Актёр в костюме персонажа пьесы Ж.Б. Мольера «Плутни Скапена».

Представление в Версальском парке комедии-балета Ж.Б. Мольера «Удовольствия на очарованном острове». Гравюра. XVII в.

288

 

 

ющем веке некоторые его принципы стремились возродить драматург и философ Вольтер, актёры Лекен и Клерон, поэты и музыканты. Однако в XVIII в. классицизм уже воспринимался как стиль устаревший — и в преодолении классицистических норм родилось искусство века Просвещения.

 

 

 

 

ТЕАТР БАРОККО:

ИГРЫ СУДЬБЫ И СЛУЧАЯ

Театр Англии, Германии и Италии в XVII столетии отдал предпочтение иному художественному стилю — барокко. Название, возникшее позже, чем сам стиль, ведёт происхождение

ВОЛЬТЕРОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Французский писатель и философ-просветитель Вольтер (настоящие имя и фамилия Франсуа Мари Аруэ де Вольтер, 1694—1778) считал, что принципы классицизма отвечают национальному характеру французов, их пониманию роли государства и правителя. Великими драматургами он считал Корнеля и Расина. Большое значение Вольтер придавал театральному искусству, именно со сцены он намеревался проповедовать идеи нового века. В эпоху Просвещения идеи разума становились неотделимы от требования терпимости, в первую очередь религиозной. Следует уважать убеждения другого, даже в том случае, если они противоречат твоим собственным, — таким было кредо Вольтера. Аля сцены драматург писал в течение шестидесяти лет, сам занимался

с актерами, стремясь привнести в манеру исполнения, сложившуюся в XVII в., больше чувства и даже чувствительности.

Тема вольтеровских трагедий «Заира» (1732 г.) и «Магомет» (1741 г.) традиционна для классицизма: в центре — борьба долга и чувства. Однако основная сюжетная линия — то самое требуемое «единство действия» — осложнена. Персонажи дольше, чем расиновские или корнелевские герои, пребывают в смятении, сомнениях, растерянности. Они страдают сильно и искренне, но их чувства не пронизаны той поэзией и лиризмом, которые свойственны произведениям Расина. Пьесы Вольтера имели успех благодаря не только гуманным идеям добра и терпимости, но в немалой степени и актёрам. Именно актёры, мучаясь и страдая на глазах у зрителей, сообщали драмам подлинный накал страстей. Одним из любимцев


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz