Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Театральные идеи классицизма подытожил поэт, критик и теоретик искусства Никола Буало (1636—1711) в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674 г.), своеобразной священной книге французского театра XVII в. Некоторые положения

Жан Расин.

Сцены из трагедий Ж. Расина «Андромаха» (слева) и «Береника». Гравюра. 1678 г.

286

 

 

поэтики по стилю близки к эпиграммам и афоризмам, поэтому легко запоминаются. Основной принцип — преклонение перед разумом:

Любите же разум вы;

пусть он в стихах живёт

 Один и цену им, и красоту

даёт.

Репертуар французского театра эпохи классицизма наряду с трагедией включал и комедии. Создателем комедий стал Жан Батист Мольер (1622—1673). Мольер — это псевдоним, настоящая фамилия — Поклен. Актёр и драматург сменил имя, чтобы не позорить отца — почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в XVII в. считалась греховной. В конце жизни актёры были вынуждены, покаявшись, отрекаться от своего ремесла. В противном случае Церковь не разрешала хоронить их на кладбище, и усопшие обретали последнее пристанище за церковной оградой.

Сценический опыт Мольер приобрёл в провинции. Под влиянием итальянского театра он писал фарсовые сценки. Осенью 1658 г. мольеровская труппа приехала в Париж и дала спектакли перед Людовиком XIV в одном из залов Лувра. Актёры Мольера имели огромный успех, «весь Париж» хотел посмотреть спектакли новой труппы. Сначала отношения драматурга с королём складывались хорошо, но постепенно они омрачились. Спустя шесть лет после переезда в Париж, в 1664 г., труппа сыграла перед королём новую комедию — «Тартюф,

Сцена из спектакля «Школа жён» (комедия Ж. Б. Мольера). Гравюра. XVII в.

Сценическая площадка «Комеди Франсез». Гравюра. XVII в.

Федра. Но тщетно было всё и фимиам, и кровь:

Неисцелимая пришла ко мне любовь!

Я, вознося мольбы богине Афродите,

Была погружена в мечты об Ипполите,

И не её о нет! его боготворя,

Несла свои дары к подножью алтаря.

Тесей. Мой сын! Преемник мой!

Он сгублен мной самим!

Как страшен гнев богов, как неисповедим!..

Жан Расин. «Федра»

Тит. Так что же, Тит злосчастный? Ведь Береника ждет.

А ты придумал ясный безжалостный ответ?

Чтоб устоять в борьбе,

Найдёшь достаточно жестокости в себе?

 Здесь слишком мало быть и стойким, и суровым —

К слепому варварству отныне будь готовым!

Жан Расин. «Береника»

Жан Батист Мольер.

287

 

 

Представление в Версале.

Пьеса Ж.Б. Мольера «Мнимый больной».

или Обманщик». Главный персонаж — пройдоха и обманщик, лицемер и сладострастник — носил сутану, и властьимущие решили, что пьеса оскорбляет и саму Церковь, и влиятельную организацию «Общество Святых даров».

Пьесу запретили, и Мольер в течение пяти лет добивался её постановки в собственном театре. Наконец разрешение было получено, и спектакль прошёл с огромным успехом. Сам автор играл доверчивого Оргона — жертву плутней и козней обманщика Тартюфа. Лишь вмешательство короля (такой поворот сюжета был в духе XVII в., в духе классицизма) спасло семью несчастного Оргона от разорения и тюрьмы.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz