Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

театральной сцене могла быть проиллюстрирована и представлена с необходимой наглядностью.

В 1637 г. Париж увидел премьеру трагикомедии «Сид» Пьера Корнеля (1606—1684). Герой пьесы — Родриго на долгие годы стал примером для подражания, образцом чести, благородства и рыцарской доблести. Отец Родриго был жестоко оскорблён. Чтобы защитить честь рода и выполнить сыновний долг, юноша должен вызвать обидчика на дуэль. Её исход предопределён: противник намного старше и слабее. Но драма в том, что этот противник — отец возлюбленной Родриго — Химены. Герой

Мадемуазель Шаммеле — актриса «Комеди Франсез».

285

 

 

 

Дон Родриго. Померяться любовь решила с долгом силой.

Чтоб за отца отмстить, проститься надо с милой.

Вот и возмездие за месть отцу Химены:

Меня родной отец толкает на измену!

Нет, нераздельна честь: предать любовь свою

Не лучше, чем сробеть пред недругом в бою».

Пьер Корнель. «Сид»

оказывается в неразрешимой ситуации, переживает глубокий внутренний конфликт. Он ищет смерти в бою, но выходит победителем — его смелость и воинское мастерство признают все. Невеста Родриго понимает, какие жестокие противоречия разрывают душу любимого. Она прощает Родриго и становится его женой. Для трагедии классицизма характерен культ разума, долг всегда побеждает чувство.

Второй трагический драматург эпохи классицизма — Жан Расин (1639—1699). Он пришёл в театр спустя три десятилетия после премьеры «Сида». В 1667 г. состоялась премьера пьесы «Андромаха», написанной на античный сюжет эпохи

Троянской войны. Один из современников писал, что этот спектакль «вызвал почти столько же шума, как „Сид". Повар, кучер, конюх, лакей — все, вплоть до водоноса, считали нужным обсуждать „Андромаху"».

Снова в центре трагедии — конфликт между долгом и чувством. Андромахе предложен выбор: смерть или ответ на сильное и искреннее чувство Пирра, сына убийцы её мужа. Героиня решила сочетаться браком с Пирром и, взяв с него клятву, что он не погубит её сына, покончить с собой, чтобы не изменить памяти мужа. Андромаха спокойна, потому что сознаёт свой долг и правоту. В итоге Пирр гибнет. Андромаха побеждает, её спасает верность долгу и способность к самопожертвованию.

Произведения Расина требовали иной исполнительской манеры, чем пьесы Корнеля, — более тонкой, психологически выверенной, лиричной. В центре расиновских трагедий чаще всего стоит женщина. Именно ей, хрупкой и ранимой, предназначено сделать последний выбор перед лицом жестоких обстоятельств — как Федре (трагедия «Федра») и Беренике (трагедия «Береника»).

Расин сам работал с артистами, учил их правильно, продуманно и в то же время эмоционально произносить текст, понимать мелодику стиха. Сильные чувства следовало облекать в прекрасную форму — уметь сочетать ритм действия со звучанием александрийского, «двойною рифмой оперённого» стиха.

Постепенно для передачи на сцене различных чувств в театре французского классицизма выработалась система интонаций и жестов. Бытовые и некрасивые позы были запрещены — облик и пластика трагического героя или героини должны были всегда оставаться величественными и благородными.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz