Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Центром спектакля, считал Генрик Ибсен, должен стать актёр, но такой, который обладает и природным дарованием, и необходимыми профессиональными навыками. Актёр — выразитель «духа истинного искусства», он должен понимать своё призвание как высокий нравственный долг, подвижничество.

Исследователи делят творчество драматурга на периоды — это их право, но различие сюжетов, героев и конфликтов, места и времени действия не отменяет единства творческого мира драматурга и его художественных принципов. Ибсен — аналитик, он исследует природу человека и природу общества, будь то в незапамятные времена «Воителей в Хельгеланде» (1857 г.), либо в полусказочное-полубалладное время «Пера Гюнта» (1867 г.), либо в XIX столетии — как в «Кукольном доме» («Нора», 1869 г.), «Привидениях» (1881 г.) и «Строителе Сольнесе» (1892 г.). Вокруг ибсеновских драм часто возникала бурная полемика. Непривычной оказалась проницательность драматурга, его знание человеческой натуры — до глубин, до самых скрытых,

потаённых уголков. Ничто не укрывалось от взгляда автора: ни фальшь семейных отношений, ни столь свойственное людям желание добиваться своих целей за счёт окружающих, ни ложь, замаскированная под правду. Ни в одной из своих пьес Ибсен не даёт ответа на вопросы, им же поставленные, но упорно продолжает эти вопросы задавать.

Генрик Ибсен одарил актёров поистине звёздными ролями. Благодаря его пьесам обрели славу артисты разных стран. Итальянка Элеонора Дузе, проникновенно и поэтично сыгравшая ибсеновскую Нору, женщину, которая не пожелала быть игрушкой, домашней кошечкой и ушла из дома — в никуда. Австриец Йозеф Кайнц (1858—19Ю) и немецкий актёр Александр Моисси (1880— 1935) — исполнители роли Освальда в «Привидениях». Обречённый на безумие талантливый молодой человек, без вины виноватый, расплачивается за грехи родителей, обман, лицемерие матери. Но Кайнц играл надежду, а Моисси — безнадёжность. «Мама, дай мне солнца» — эта фраза в певучей, затухающей интонации Моисеи и в прерывистой, задыхающейся — Кайнца долго оставалась в памяти зрителей.

Ибсен создал драму идей. Бернард Шоу, строгий к коллегам, поставил

Сцена из спектакля «Росмерсхольм» (пьеса Г. Ибсена). Национальный театр, Осло. 1963 г.

Сцена из спектакля «Кукольный дом». Театр на Офицерской, Санкт-Петербург. 1906 г. В роли Норы — В.Ф. Комиссаржевская.

348

 

 

его на первое место среди современных драматургов.

После смерти Генрика Ибсена норвежская драматургия уже никогда в XX столетии не достигала европейского уровня, новых авторов интересовали исключительно местные проблемы. В начале XX в. почти вровень с Ибсеном встал лишь один норвежец — Кнут Гамсун.

В ШВЕЦИИ

В театральной жизни Европы Швеция начала играть заметную роль почти одновременно с Норвегией. Младшим современником Ибсена был Август Стриндберг (1849— 1912). Интересы Стриндберга не ограничивались лишь театром — он писал повести, романы и эссе, рисовал. Его влияние на искусство театра почти сравнимо с ибсеновским, а как личность, конфликтная и глубокая, Стриндберг привлекал даже больше внимания, чем мудрый, рассудительный и уравновешенный Ибсен. Он в реальной жизни играл страдая и страдал играя — словно был своеобразным режиссёром собственной биографии. Создавал себе трудности и препятствия, объявлял их непреодолимыми — но всё-таки преодолевал. И немедленно придумывал новые, чтобы снова томиться и страдать.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz