Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Сцена из спектакля «Бесы». На переднем плане: Войцех Пшоняк в роли Петра Верховенского и Анджей Козак в роли Кириллова. Этот спектакль вызвал полемику среди польских критиков, но у зрителей пользовался неизменным успехом.

366

 

 

живой и разум сконструированный, как показала история, отнюдь не существуют в гармонии — робот способен присвоить себе функции человека и может стремиться к власти, господству над миром. Ранняя пьеса Чапека — предупреждение бездумному экспериментаторству.

Сходные проблемы поставлены в пьесе «Средство Макропулоса» (1922 г.). Автор задаёт вопрос: стоит ли изобретать средство, дарующее вечную жизнь, принесёт ли эликсир жизни счастье своему владельцу и окружающим его людям? Чапек ироничен, он посмеивается над своей героиней, обречённой на молодость, но за этой иронией стоят серьёзные философские размышления о роли и месте человека в мире.

Приход фашистов к власти в Германии оказался переломным моментом в творчестве Чапека. С 1934 г. он активный антифашист. В 1937 г. была написана пьеса «Белая болезнь», а в 1938 г. — «Мать».

Доктор Гален в первой пьесе изобрёл лекарство от загадочной болезни, охватившей население страны. Условия лечения — отказ соотечественников во главе с Маршалом от военной агрессии. Доктор Гален — воплощение гуманизма, мужества и бескорыстия. Ему противопоставлены Маршал и барон Крюге, которых современники соотносили с Гитлером и Круппом. Не случайно посольство Германии в Праге потребовало запретить спектакль «Белая болезнь».

Завершает путь философских исканий Чапека пьеса «Мать». Это вершина творчества чешского драматурга. Суть пьесы — в поисках смысла человеческого существования. Сыновьям главной героини Долорес свойственны героизм, отвага и честность. Эти черты — в традициях семьи. И Долорес теряет четырёх сыновей: они погибают, выполняя свой долг. Однако высокие идеалы близких людей кажутся героине искусственными, выдуманными и даже бессмысленными по сравнению с чувством материнской любви. Но в час испытаний, когда отчизне грозит

беда, мать, сорвав со стены винтовку, вручает её последнему оставшемуся в живых сыну.

В 60-х гг. интерес к чешскому театру вновь пробудили спектакли маленькой пражской сцены «За воротами». Руководитель группы Отомар Крейча (родился в 1921 г.) обратился к творчеству А. П. Чехова. Крейча вернул сценическим трактовкам пьес русского драматурга лиризм, главное внимание он уделял потаённым чувствам персонажей, подтексту сочинений. Умение актёров передать тончайшие движения души, особая откровенность

Сцена из спектакля «Средство Макропулоса». Малый театр, Москва. 60-е гг.

БИТЕФ

Белградский интернациональный театральный фестиваль (БИТЕФ) родился в Югославии в 1967 г. В белградском театре «Ателье-212» решили организовать международный фестиваль, на котором будут представлены лучшие экспериментальные спектакли. Превратить фестиваль в один из самых авторитетных и представительных смотров мирового театрального искусства удалось не сразу. Но за три с лишним десятилетия в рамках БИТЕФа были показаны спектакли Брука и Штайна, Товстоногова и Гротовского, Крейчи и Ронкони, Эфроса и Любимова.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz