Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Покинул труппу МХТ, проработав в нём с 1898 по 1902 г., исполнитель роли Треплева в «Чайке» Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874— 1940). Он решил обосноваться в Херсоне. В 1902 г. Мейерхольд ставил там спектакли «по мизансценам

К.С. Станиславский в роли Вершинина (пьеса А.П. Чехова «Три сестры»). MXT. 1901 г.

392

 

 

Художественного театра», а потом начал вырабатывать и утверждать собственный режиссёрский стиль. Сезон 1903/04 года труппа Мейерхольда открыла под названием «Товарищество Новой драмы».

Перемены происходили и в Москве. Станиславский пытался отыскать в пьесах бельгийского драматурга Мориса Метерлинка чеховские настроения. От «правды жизни» в Художественном театре не хотели отказываться, но одновременно старались передать на сцене «мерцающую суть» жизни, нечто большее, чем правда будней.

Создание многочисленных студий и театров малых форм — особенность театральной эпохи русского серебряного века. Экспериментировали и искали повсеместно; что-то осталось всего лишь единовременным опытом, игрой фантазии и ума. А приобретённая в этих экспериментах свобода стала залогом успехов и открытий XX столетия в театре.

КАМЕРНЫЙ ТЕАТР ТАИРОВА

Окончив юридический факультет Петербургского университета, Александр Яковлевич Таиров (1885— 1950) стал режиссёром Свободного театра. Для дебюта он выбрал пантомиму «Покрывало Пьеретты» (1913 г.) по либретто австрийского драматурга Артура Шницлера. Таиров познакомился с молодой актрисой Алисой Георгиевной Коонен (1889—1974) — героиней всех его будущих спектаклей.

25 декабря 1914 г. Александр Таиров открыл свой театр — Камерный. Создатель новой московской сцены выступил со своей программой. Актёр, по мнению Таирова, должен стать подлинным творцом, не скованным ничем — ни чужими мыслями, ни чужими словами. Поэтому в спектаклях режиссёра большую роль играла пластика — недаром он возобновил пантомиму «Покрывало Пьеретты» на сцене Камерного театра.

Спектакль не должен во всём следовать за пьесой, не уставал повторять Таиров, это «самоценное произведение искусства». Он считал, что не нужно принижать роль актёра на сцене: задача режиссёра в том, чтобы дать исполнителю возможность раскрепоститься, чувствовать себя свободным — точнее, даже не свободным, а освобождённым, отринувшим быт и житейские формы поведения. В театре должен твориться бесконечный праздник. Это может быть праздник Трагедии — ведь в античные времена именно трагедии игрались по праздничным дням. А может быть весёлый и заразительный праздник Комедии. Лишь обыденность, серость будней следует навечно изгнать со сцены, так что бытовыми подробностями и психологией персонажей создатели спектаклей Камерного театра интересоваться не хотели.

Правда, сразу после первых спектаклей у зрителей и поклонников таировского творчества возникли сомнения по поводу названия театра: «камерный» означает «маленький», «скромный», «для узкого круга зрителей». На самом же деле театр на Тверском бульваре никак нельзя было назвать скромным. Напротив, в каждой своей работе Таиров стремился к монументальности, эмоциональным потрясениям, резким контрастам. В спектаклях преобладала «эмоциональная жестикуляция», музыкальное звучание текста. Звук и пластика, слово и жест в этих работах


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz