Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Через два года после премьеры «Дней Турбиных» МХАТ взял в работу новую пьесу Булгакова. Она называлась «Бег» (1926—1928 гг.). В пьесе, состоящей из восьми «снов», Булгаков вновь обращался к теме Гражданской войны, к её разрушительным для человека последствиям. Постановку «Бега»,

Михаил Афанасьевич Булгаков.

интерьеры сменялись пейзажем берёзовой рощи. Чеховские герои страдали, а природа оставалась вечной и неизменной. Поэтичность и особый лиризм, музыкальность ритма действия, голосов актёров не отменяли трагизма пьесы.

Спектакль «Три сестры» стал своеобразным прощанием с прежней жизнью: страна стояла на пороге войны.

После 22 июня 1941 г. от театра требовались другие сюжеты, актёры должны были говорить со зрителем по-иному. Паузы не наступило, но настроения на сцене и в зале не могли не измениться. Многие театры были эвакуированы, артисты выступали во фронтовых бригадах. Долгих четыре года страна воевала и ждала победы.

Классические пьесы шли на сцене и в военные годы. Актёр Художественного театра Николай Павлович Хмелёв (1901 — 1945), пробуя свои силы в режиссуре, поставил в 1944 г. пьесу А. Н. Островского «Последняя жертва» как масштабную человеческую комедию. По свидетельству критиков, исполнительница роли Юлии Тугиной — Алла Константиновна Тарасова (1898—1973; она была чеховской Машей в «Трёх сёстрах») сыграла роль с эмоциональным подъёмом, трагическим накалом чувств, продолжив традиции Ермоловой.

К Островскому обратился в годы Великой Отечественной войны и руководитель Камерного театра А.Я. Таиров. В 1944 г. первая актриса театра — Алиса Коонен сыграла роль Кручининой в спектакле «Без вины виноватые». Мелодраматическая коллизия обретения потерянного сына была сыграна Коонен благородно, без какой-либо сентиментальности, с искренним чувством.

402

 

 

 

Афиша спектакля «Дни Турбиных».

так же как и когда-то «Дни Турбиных», власти запретили.

В отчаянии Булгаков 28 марта 1930 г. написал письмо советскому правительству: «Я предлагаю СССР совершенно честного, без всякой тени вредительства, специалиста — режиссёра и актёра, который берётся добросовестно ставить любую пьесу, начиная с шекспировских пьес и вплоть до пьес сегодняшнего дня.

Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссёром в 1-й Художественный театр...».

Назначение драматург получил. 18 апреля ему позвонил Сталин. А 10 мая Булгаков написал заявление в отдел кадров МХАТа о приёме на работу на должность режиссёра. Позднее он был принят также в актёрскую труппу. Для постановки взяли и его инсценировку «Мёртвых душ» Гоголя, и пьесу о Мольере, которая называлась «Кабала святош» (1936 г.).

«Мёртвые души» после продолжительных и непростых репетиций увидели свет в декабре 1932 г. «Кабалу святош» репетировали вдвое дольше — четыре года, а премьера состоялась лишь в феврале 1936 г. Семь представлений спектакля о жизни Мольера прошли с огромным успехом. А в газетах появились резкие, злые статьи. 9 марта 1936 г. «Мольера» сняли. Булгаков так и не смог простить театру, что МХАТ не защитил его. 1 октября он перешёл на работу в Большой театр на должность либреттиста-консультанта.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz