Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Журналист, драматург и издатель Алексей Сергеевич Суворин (1834— 1912) был владельцем петербургского Малого театра, который в обиходе называли суворинским (1895—1917 гг.). Театр имел серьёзный репертуар и прекрасный состав артистов.

Во второй половине XIX в. новые театры появились и в других городах России, а к концу столетия уже не было ни одного губернского города, не имевшего театра. В небольших городах театральные труппы существовали как антрепризы. Антрепренёр арендовал на сезон (с осени до весны) здание у частного лица или у городской управы, собирал труппу актёров и давал спектакли. Изредка город выделял театру небольшую

Зрители ждут начала спектакля.

*Антреприза — частное зрелищное предприятие.

384

 

 

субсидию. Артист с антрепренёром договаривались об условиях работы либо в письмах, либо встречались в Москве во время Великого поста, когда театры не работали. Со временем возникли агентства, которые помогали артистам найти работу. Договор антрепренёра с актёром получил название «ангажемент». Актёрам провинциальных театров приходилось играть в очень тяжёлых условиях: бесконечные переезды, бытовые неудобства, иногда жизнь впроголодь.

В практику театральной жизни вошли и бенефисы (от фр. benefice — «польза», «прибыль») — спектакли или концерты, сбор от которых поступал в пользу актёра. При полу-бенефисе прибыль делилась между участниками и устроителями представления. Бенефисом также называется спектакль, сыгранный в честь одного из участников — как выражение признания его заслуг.

Большую часть аудитории и Малого, и Александринского театров (не говоря уже о провинциальных сценах) составляли люди средних и низших слоёв российского общества. Места для такой публики именовались «раёк» (другое название — галёрка). Они находились на самых высоких ярусах зрительного зала. В описании Н.А. Некрасова раёк Александринского театра выглядел так: «Какое изумительное разнообразие, какая пёстрая смесь! Воротник сторожа, борода безграмотного каменщика, красный нос дворового человека, зелёные глаза вашей кухарки, небритый подбородок выгнанного из службы подьячего». На сцене подобная публика жаждала увидеть не только «красивую жизнь», но и «правду про себя».

ОСТРОВСКИЙ И ДРУГИЕ

В русскую культуру реализм пришёл к середине века — появляются пьесы А.Н. Островского и И.С. Тургенева, картины П.А. Федотова, проза Ф.М. Достоевского и поэзия Н.А. Некрасова. Актёрское искусство изменялось вместе с драматургией, ломая старые представления о том, что такое правда на сцене. Можно даже, хотя и с большой долей условности, назвать дату утверждения реализма в русском театре — 16 ноября 1859 г.

ВОДЕВИЛЬ

К середине века в репертуаре русских театров появилось огромное количество водевилей {фр. vaudeville). Этот жанр требовал от актёров особого мастерства, и, прежде всего умения петь и танцевать. В водевилях играли практически все артисты, даже такие великие, как М.С. Щепкин, но были актёры, талант которых особенно подходил к подобного рода драматургии. В Петербурге в водевилях блистали Николай Осипович Дюр (1807—1839) и Варвара Николаевна Асенкова (1817—1841).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz