|
Те, кого любопытство заставило заплатить один франк за билет, спускались по винтовой лестнице в нижний зал кафе. Здесь у одной стены было натянуто белое прямоугольное полотнище, а у противоположной стоял на штативе ящик, напоминавший аппарат фотографа. В середине зала в несколько рядов стояли стулья. Когда зрители заняли места, свет в газовых рожках, освещавших помещение, померк, а экран осветился ярким трепещущим сиянием. Спустя несколько мгновений на белом прямоугольнике появилась проекция фотографии площади Белькур в Лионе. «Неужели нас обманули и заманили в этот зал только для того, чтобы позабавить картинками из „волшебного фонаря"?» Но не успели зрители так подумать, как лошадь на фотографии, запряжённая в повозку, пошла на них, а вместе с ней задвигались прохожие и покатили экипажи. Зрители остолбенели от изумления: ведь то, что наши современники видят каждый день и на что уже не обращают внимания, в конце XIX столетия увидели впервые! Между тем движущиеся картины сменяли одна другую. Лодка качалась на волнах. Пожарные выезжали на пожар. Стена обрушивалась в клубах пыли... А когда в глубине экрана появился паровоз и, увеличиваясь в размерах, стал надвигаться на зрителей, «Гран-кафе». Бульвар Капуцинов.
Конец XIX в. Рекламная афиша первого
киносеанса братьев Люмьер, состоявшегося 28 декабря 450 многие непроизвольно вскрикнули и подались назад. В заключение сеанса была показана комическая сценка «Политый поливальщик» — о том, как проказник мальчишка подшутил над садовником. Вода, неожиданно ударившая в лицо поливальщику, — типичный образец кинематографического трюка, а маленький фильм «Политый поливальщик» — прообраз более поздних бесчисленных трюковых комедий. «ЧУДЕСА» ЖОРЖА МЕЛЬЕСА На первом сеансе «Кинематографа Люмьер» присутствовал Жорж Мельес (1861 — 1938) — мастер волшебных, феерических представлений, которые он ставил на сцене своего театра. Кино он воспринял как новое приспособление для создания фантастических зрелищ. Мельес был фокусником по призванию: состоятельный человек, он посвятил себя профессии иллюзиониста исключительно из любви к искусству. О себе Мельес говорил так: «Я родился с душой артиста, одарённого ловкостью рук, изворотливостью ума и врождённым актёрским талантом. Я был одновременно и умственным, и физическим работником». Наиболее успешный период
деятельности Мельеса пришёлся на 1902—1906 гг., когда режиссёр приступил к
постановке «больших» (продолжительностью до получаса) зрелищных картин на
сказочные и фантастические сюжеты. Во многих из них режиссёр играл сам.
Огромный успех принёс ему фильм «Путешествие на Луну» ( Мельес считается
основоположником игрового кино в отличие от братьев Люмьер, положивших начало
кинодокументалистике. Ещё Мельеса называют родоначальником жанров
кинофантастики и фильмов ужасов. При создании трюковых фильмов он применял
спецэффекты, например стоп-кадр, который является уникальным изобретением.
Успех Мельеса продлился недолго: он не выдержал конкуренции с более мощными
фирмами, поставившими производство фильмов на промышленную основу. «Чародей
экрана», открывший для кино новую, по сравнению с Люмьерами, область
фантастического, разорился и закончил свою жизнь хозяином маленького павильона,
торговавшего детскими игрушками. С 1896 по |