![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||
![]() |
|
широко
применялись на рабочих станциях -- конечно, более дорогом,
редком и специализированном оборудовании. Если быть точными, то
обе концепции в их более или менее современном виде сформировались примерно
в одно время.
В
1967-68 гг. Дуг Энгельбарт представил прототип т.н.
WIMP-интерфейса, т.е. интерфейса, использующего понятия окон (windows),
пиктограмм (icons), меню (menus) и указателей (pointers), являющихся
ключевыми и для сегодняшних графических пользовательских сред.
В
1968-69 гг. Кен Томсон и Деннис Ричи представили первый
релиз ОС UNIX, по сути, явившейся прототипом артикулированной системы
современных понятий практической информатики, таких, как процессы
и файлы, и содержащей непротиворечивый, логичный и лаконичный
язык работы с соответствующими им сущностями, который спустя
полтора десятка лет стал стандартным пользовательским интерфейсом
ОС. (Рубеж шестидесятых и семидесятых -- уже -- прошлого
-- века вообще является "осевым временем" информатики
и вычислительной техники...).
Разумеется,
как одна, так и вторая метафорические системы
появились не на голом месте, и их родословную можно проследить
назад вплоть до истоков вычислительной техники: до коммуникационной
панели первых компьютеров, как вещи твердой и весьма графической
(или, во всяком случае, живописной) -- это конец сороковых,
и до языков управления заданиями в первых программных планировщиках,
загрузчиках и ОС -- это середина пятидесятых, соответственно.
Отметим, что идея управления компьютером как "прибором"
-- с помощью органов управления (неважно, "в
железе" или нарисованных на экране) старше идеи "диалога"
при помощи слов.
При
этом, для большинства пользователей знакомство с
"командной строкой" до недавнего времени отягощалось радикальным
упрощением и изменением, которым язык стандартной оболочки
ОС был подвергнут при разработке ОС для ПК (таких, как CP/M, MS-DOS
(PC-DOS) и клонов последней). Ограничиваясь знакомством со средствами
MS-DOS и ее командных файлов, о метафоре "командной строки"
можно составить лишь весьма превратное и убогое представление.
6.1
Текстофобия
Для
людей старорежимных, начиная от возраста автора
(ему 33) и старше, компьютер удивителен и страшен своей уникальной
способностью к символической активности. Мы выросли в мире "глупых"
вещей, пассивных или проявляющих свою активность чисто
механически (как автомобиль, который может быстро довезти, или же
раздавить, если вовремя не увернешься), и неспособных к диалогу в бытовом
окружении. К диалогу способны были вещи культуры (книга, картина,
симфония) -- но опосредованно, в отдельных, отведенных для
этого местах, в назначенное время и при тщательном отборе собеседников.
Возможно,
пирожное и говорило, по Курту Левину, на своем
кондитерском языке "съешь меня", но ничего подобного
продемонстрированной нам недавно упаковке, говорящей "купи меня"
уже обычным человеческим голосом (причем, с учетом |
![]() |
![]() |
|