|
физиоантропометрических
данных приблизившегося покупателя), не было. Вещи
были "глупыми", сколь бы изощренный ум своих создателей
они не воплощали, а умными были только люди.
Автор
до сих пор находится под влиянием первого своего
опыта в десятилетнем возрасте общения с компьютером, что-то ему
ответившим в ответ на введенную строку. Ответившим осмысленно. (Подробностей
он не помнит, но, скорее всего, первым ответом было указание
на то, что команда содержит синтаксическую ошибку.) Слово страшен выше -- не случайно, но, в
конце концов, компьютеры
были тогда надежно заперты в своих вычислительных центрах.
Роль
клетки для этого зверя для очень многих сегодня
играет гладкая поверхность "графических интерфейсов", скрывающая
диалог. Компьютер, прикрытый таким образом, уже не демонстрирует
пугающую символическую наготу. Он реагирует на нажатую кнопку
с картинкой -- можно успокаивать себя, что это такая хитрая
машинка: пылесос после нажатия кнопки сосет, а компьютер -- печатает,
связано все чисто механически, и никакого человечка, который
с изнанки интерфейса посмотрел, куда же ты нажал и определил, что
же сделать с картинкой, нет.
На
самом деле призрак маленьких человечков есть -- за
кулисами гладкой разрисованной поверхности идет обмен такими же -- mutatis
mutandis -- сообщениями, что озадачили автора, когда он был
маленьким. От нынешних маленьких их хотят попрятать, как электрический
ток за изоляцией. Чтобы не стукнуло. Но в шкафу каждого компьютера,
будь он трижды персональный, спрятан скелет искуственного разума,
при всей условности последнего выражения.
Существует
влиятельная тенденция в современных гуманитарных
дисциплинах, получившая распространение в основном в англоязычном
мире и связанная с остроумными теориями канадского профессора
Маршала Мак-Льюэна, утверждавшего, что письменная ("визуальная")
культура связана с гипертрофией аналитических
функций человеческого интеллекта на определенных стадиях
его развития, и что ее сменяет культура "аудиальная", направленная
на синтез целого путем рассеивания внимания, и возврат к доиндивидуалистическому,
общинному сознанию, от полиса и урба -- к
"глобальной деревне".
С
этой сменой он связывал популярность телевиденья (и
утрату популярности чтения как досуга) и "клип-культуры", а
его последователи указывают и на несомненный рост в девяностые популярности
"графических пользовательских интерфейсов" компьютеров,
причем не только в быту, но и в деловом окружении.
Мак-Льюэн,
впрочем, в своем "зондировании" (как
он именовал свое творчество, весьма последовательно отказываясь называть
свои поздейшие произведения "текстами") был достаточно
ироничен, что в гораздо меньшей степени наблюдается в творчестве
его последователей.
Разумеется,
каждый имеет право, хотя оно особо и не
оговорено в Конституции, на персональные фобии, и даже право постфактум
рационализировать их в теориях. Однако мы полагаем, что |