|
традиционного
двухтомного издания).
0.4
Логика и последовательность освоения СПО
Логика
и последовательность изложения материала в этом
курсе существенно отличается от логики, в которой написано большинство
книг, посвященных СПО.
Чаще
всего авторы исходят из того, что последовательность
внедрения программ и пакетов, относящихся к различным
категориям, будет соответствовать последовательности построения
информационной системы (например, школьной сети). Это вполне
оправдано в случае разработки и реализации такой системы "с нуля",
однако может вызвать существенные сложности в ситуациях, когда
система уже существует, развернута на базе несвободного (и, как следствие,
почти всегда нестандартного) ПО, нужна поддержка ее роста и
развития, и администрация учебного заведения обращается к СПО именно
как к средству обеспечения такого развития.
"Сплошная
миграция", при которой администрации
необходимо внедрять (а всем пользователям, включая учителей
и учащихся, осваивать) и системное, и прикладное (а в случаях,
если проводятся какие-то свои разработки, и инструментальное)
ПО одновременно, -- объективно очень сложный и болезненный
процесс. Если говорить об учебном заведении, то он сложен вдвойне,
поскольку очень разнится уровень пользователей различных категорий.
Если говорить о школах, где единственный преподаватель информатики
-- сам себе и учитель, и методист, и системный администратор,
и лаборант (а не большинство ли наших школ таковы?), миграция
по этому сценарию требует, без преувеличения, героических усилий,
ожидать которых в массовом порядке не вполне разумно.
Однако
поскольку значительная часть свободного прикладного
программного обеспечения портирована (перенесена), в том числе,
и в несвободное окружение (включая получившие широкое распространение
в наших школах операционные среды Microsoft Windows и MacOS),
миграцию можно облегчить, проведя ее в два этапа (которым в учебном
заведении могут соответствовать два академических года): сначала
прикладная часть, а затем -- системная.
В
настоящей брошюре мы ограничились лишь прикладными программами, пакетами и
платформами.
Лекция
1. OpenWriter --
свободный
word-процессор
Изначально
наша первая "лекция" задумывалась
как простая презентация ряда свободных word-процессоров (AbiWord,
Kword, OpenWriter) и программ, могущих использоваться в качестве
таковых (издательская оболочка LyX и т.п.). Однако уже первые
шаги по определению структуры таблицы, представляющей их характеристики,
и ее наполнения, заставили задуматься: а что вы с этим
потом будете делать?
И
"Обязательный минимум...", и большинство
конкретных учебных планов предусматривает знакомство лишь с
базовой функциональностью программ манипуляции текстами, и любой из перечисленных
процессоров гарантированно и с избытком перекроет требования
(так же, как и масса присутствующих на рынке несвободных программ,
таких, как Microsoft Word, "Лексикон", |