|
шади имеют
одинаковый узор из крупных тёмно-синих ромбов на жёлтом фоне. Узор как бы
объединяет всадника и мощное животное в одно существо. Фреска датирована
художником Особенно
хорошо известен алтарный образ «Благовещение» ( Петрарка
писал уже после кончины Мартини: «Я знал двух художников — оба они талантливы
и великолепны: это Джотто во Флоренции, чья слава среди современников велика,
и Симоне из Сиены». Одна из
особенностей сиенской школы XIV в. — создание типа женской красоты, который, став её
узнаваемой приметой, повторялся и варьировался в других центрах итальянского
искусства. С современной точки зрения эти белокурые красавицы изысканны, но не
особенно привлекательны: длиннолицы, длинноносы, с миндалевидным разрезом
близко посаженных глаз. В последние
десятилетия XIV столетия Италия переживала тяжёлые потрясения, связанные с упадком
торговли, войнами, а главное, с «чёрной смертью» — эпидемиями чумы, завезённой
с Востока. Идея конца
света, сопутствующая смене веков, широко распространилась в итальянском
обществе, в котором нарастали мрачный Андреа
дель Кастаньо. Франческо
Петрарка. Фреска. XV в. Галерея Уффици, Флоренция. 413 Симоне
Мартини. Благовещение.
Фрагмент. XIV в. Галерея Уффици, Флоренция. пессимизм и
мистические настроения. Редкий по выразительности памятник живописи — огромная
фреска «Триумф смерти» в галерее кладбища Кампо Санто в Пизе (1350—1360 гг.),
авторы которой точно неизвестны до сих пор. Фреска сильно пострадала во время
бомбардировки РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В XV в. искусство Италии заняло господствующее
положение в художественной жизни Европы. Основы гуманистической светской (т.
е. не церковной) культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй
план Сиену и Пизу. Флоренцию того времени называли «цветком Италии, соперницей
славного города Рима, от которого она произошла и величию которого подражает».
Политическая власть принадлежала здесь купцам и ремесленникам, особое влияние
на городские дела оказывали несколько богатейших семейств. Они постоянно
соперничали друг с другом. Эта борьба закончилась в конце XIV в. победой банкирского дома Медичи. Его глава,
Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо Медичи (а
затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стекались писатели,
поэты, учёные, архитекторы и художники. |