|
Большая
фреска «Маэста» ( На
противоположной стене зала Симоне Мартини поместил тёмную фреску иного характера.
В истории искусства она стала первым изображением конкретного исторического
события с портретом современника. Этот портрет явился прототипом будущих
конных монументов. В верхней части стены находится сравнительно узкая полоса
росписи. На фоне густо-синего неба и жёлто-бурого, мертвенного, голого,
словно кристаллического пейзажа с изображением крепостей Монтемасси и
Сассофорте, а также укреплённого лагеря сиенцев едет на коне кондотьер
Гвидориччо де Фольяни. Он изображён в профиль, его чертам мастер придал портретное
сходство с оригиналом. Кондотьер отвоевал крепости у захвативших их пизанцев.
Фреска запечатлела на века его подвиги и суровый дух времени, в котором
реальность тесно переплелась с вымыслом. Одеяние прямо держащегося в седле всадника
и попона на ло- Симоне
Мартини. Кондотьер
Гвидориччо де Фольяно. Фреска. XIV в. Палаццо Публико. Сиена. *Страсти
Господни — страдания Христа во время последней недели Великого поста (перед
Пасхой): сто мучили, а затем распяли. **Кондотьер
(от итал. condottiere — «наёмник») — предводитель наёмного военного отряда в
Италии XIV—XVI вв., находившийся на службе у какого-либо государя или Папы римского. 412 БРАТЬЯ ЛОРЕНЦЕТТИ Знаменитыми
представителями сиенской живописи XIV в. были братья Пьетжо (около 1280 — около
1348) и Амброджо (начало XIV в. — 1348) Лоренцетти. Старший из братьев,
Пьетро, известен как создатель монументальных и драматических образов во
фресковой живописи. Однако главенствующая роль в этом искусстве принадлежала
младшему брату— Амброджо. Учёный и писатель, он некоторое время жил во
Флоренции, увлекался античностью, изучал законы перспективы. Его прославили
фрески в палаццо Публико. Мастер расписал Зал девяти, предназначенный для
заседаний городских властей. Три стены зала почти на три метра от пола сплошь
покрыты фресками «Аллегория Доброго правления», «Последствия Доброго правления»,
«Последствия Злого правления». При создании первой композиции автор следовал
приёмам средневековой аллегории: торжественно восседающие фигуры Доброго
правления и добродетелей превосходят по размерам изображения людей. Среди
аллегорий обычно выделяют полулежащую фигуру Мира — молодую светловолосую
женщину в белом одеянии. На фреске «Последствия Доброго правления» представлен
один из первых в Италии городских пейзажей — средневековая Сиена, запечатлённая
в повседневной жизни. Нарядный город, изображённый Лоренцетти в розовых и
жёлто-охряных тонах, предстаёт как нагромождение множества живописных зданий.
Улочки уходят в глубину, за выступами домов скрываются всадники, пешеходы,
повозки. Изображения живые и непосредственные: в окне школы видны дети и их
учитель, по улице пастух гонит коз, знатная дама возвращается в свой дворец,
кто-то везёт тележки с грузами, жители выглядывают с балконов и из окон. На
дальнем плане возвышается верхняя часть собора, кровельщики чинят его крышу.
Справа за крепостной стеной видны холмы, возделанные поля и огороды. Крестьяне
заняты своим каждодневным трудом, кавалькада молодёжи направляется на охоту.
На переднем плане девушки, одетые по последней французской моде, ведут
радостный хоровод, что символизирует благоденствие и праздничное настроение
горожан при господстве Доброго правления. |