|
Одна из
самых известных росписей падуанского цикла — «Поцелуй Иуды» — рассказывает о
поединке добра и зла, благородства и низости. На фоне синего неба среди взметнувшихся
копий и факелов Христос и обнимающий его Иуда изображены в профиль. Они
смотрят *В
христианстве Страшный суд — последний суд над живыми и мёртвыми после второго
пришествия Христа на Землю. После суда праведников ждёт райское блаженство, а
грешников — адские муки. **Благовещение
— весть, принесённая архангелом Гавриилом, о том, что у Девы Марии родится Сын
— Иисус Христос, Спаситель. ***Иуда
Искариот — один из учеников Христа (апостолов), предавший Спасителя. 410 друг другу
в глаза. Спасителю с лицом безупречной, почти античной красоты
противопоставлен низколобый, уродливый Иуда. Он предал Учителя: целуя Христа,
помог страже опознать его в ночной темноте и схватить. Джотто достигает здесь
неведомой до тех пор психологической глубины. Новаторское
значение искусства Джотто осознали уже его современники, оно привлекало к себе
большое внимание и в последующие века. После
Джотто в развитии итальянской живописи произошёл заметный спад. Искусство
последних двух третей XIV в., отмеченное влиянием готики, принято называть треченто (от
итал. trecento — «триста»; итальянское название XIV в.). Во второй
половине XIV в. в Италии на первое место вышла живописная школа Сиены. При всём
богатстве и процветании этот тосканский город меньше, чем Флоренцию,
затронуло движение Ренессанса. Как писал П. П. Муратов — историк,
искусствовед, один из ярких представителей русского «серебряного века»,
«Сиена всегда была беднее мыслью, чем Флоренция, но богаче чувством... В этом
городе искусство не было призвано указывать путь человечеству, намечать линии
всемирной истории духа, как это было с искусством во Флоренции. Оно было
замкнуто в кругу простых верований и ясных непосредственных чувств». Дуччо ди
Буонинсенья (около 1255 — 1320), старший современник Джотто и основатель
сиенской школы живописи, в своём творчестве придерживался традиций византийской
иконописи. Его крупнейшая работа — огромный алтарный образ «Маэста»
(«Величие»). Когда икону переносили из мастерской в Сиенский собор, в городе
было устроено всенародное торжество. В центре вытянутой горизонтальной
композиции восседает на троне Мадонна с Младенцем. Их окружают святые и
ангелы, а также отдельные, меньшие по размерам сцены, посвящённые Богоматери и
Христу. Джотто
ди Бондоне. Возвращение Иоакима к пастухам. Фреска. Начало XIV
в. Капелла
дель Арена. Падуя. Джотто
ди Бондоне. Поцелуй Иуды. Фреска. Начало XIV
в. Капелла дель Арена. Падуя. 411 Оборотная
сторона доски состояла из множества небольших, полных драматизма изображений на
темы Страстей Господних. К кругу
Дуччо принадлежал Симоне Мартини (около 1284— 1344), крупнейший и
изысканнейший мастер сиенской живописи XIV в. Он увлекался светской позднеготической культурой,
рыцарской поэзией, французской миниатюрой. Симоне Мартини работал в Сиене,
Ассизи, Неаполе, а в последние годы жизни — при папском дворе в Авиньоне, где
стал другом Петрарки. Известно, что он написал портрет Лауры, возлюбленной
поэта (к сожалению, не сохранившийся). Росписи Симоне Мартини, украшающие зал
Маппамондо (Карты Мира) в сиенском палаццо Публико, свидетельствуют о том,
что, несмотря на приверженность мастера к культуре поздней готики, в его творческом
воображении рождались необычные образы. |