|
Постепенно
от синопии отказались. С середины XV в. широкое распространение в живописи
получили картоны. Это выполненные на бумаге или
на ткани подготовительные рисунки в размере будущих произведений. Контуры
рисунка переносили на влажную штукатурку с помощью угольной пыли. Её продували
через проколотые в контуре дырочки и вдавливали в штукатурку каким-либо
острым инструментом. Иногда
синопии из эскизного наброска превращались в законченный монументальный
рисунок, а картоны приобретали значение самостоятельных произведений живописи. *Капелла —
часовня; небольшое отдельно стоящее сооружение или помещение в церкви для
молитв одной семьи. 409 Джотто
ди Бондоне. Бегство
в Египет. Фреска. Начало
XIV в. Капелла
дель Арена. Падуя. дель Арена
в Падуе (1304— 1306 гг.), названной так потому, что на её месте когда-то
находилась арена цирка. Капелла была построена в самом начале XIV в. иадуанским банкиром Энрико Скровеньи,
который заказал Джотто выполнить росписи, а Джованни Пизано — статую Мадонны с
Младенцем. Сравнительно
небольшая капелла имеет форму вытянутого прямоугольника. Тот, кто переступает
её порог, останавливается в радостном изумлении: столько света и простора в
сравнительно небольшом помещении. Это впечатление возникает благодаря фрескам
Джотто с их сияющими красками и ясностью форм. На холодновато-синем фоне
выделяются фигуры, написанные в жёлтых, розовых, зелёных тонах. Роспись
посвящена жизни Богоматери и Христа. На стене у входа помещен «Страшный суд»,
напротив находится «Благовещение». На длинных
стенах расположены в три ряда самостоятельные композиции. Они связаны друг с
другом как сцены
одного рассказа. Повествование неторопливо и незамысловато, исполнено
спокойного достоинства. Фигуры изображены на фоне природного и архитектурного
пейзажа. Образы Джотто естественны, человечны, сдержанны, лица однотипны,
детали скупы. Художник выразительно использовал язык жестов, движений,
обобщённых силуэтов, передал разные оттенки простых человеческих чувств и
душевных состояний. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься
и как самостоятельное произведение. Джотто ввёл
в традиционную систему росписей новые сюжеты, связанные с жизнью Иоакима и
Анны, родителей Марии — Матери Христа. Глубоко
удручённый старец Иоаким, изгнанный из Иерусалимского храма за бездетность —
знак отверженности Богом, возвращается к своим стадам. Пастухи встречают его,
сочувственно переглядываясь друг с другом. Ландшафт на этой росписи напоминает
условный скалистый фон византийских икон, фигуры на переднем плане изображены
объёмно и обобщённо. Более реально запечатлён пейзаж в сцене встречи Иоакима и
Анны у Золотых ворот: стена расположена слегка по диагонали, из ворот группой
выходят женщины. Всё внимание сконцентрировано на радостных объятиях супругов,
получивших наконец благую весть о том, что у них вскоре родится ребёнок. В
драматичном «Оплакивании Христа» на фоне голой скалы с высохшим деревом группа
учеников и женщин окружает мёртвого Христа, распростёртого на земле. Сидящие на
переднем плане спиной к зрителю фигуры в широких одеяниях как будто замыкают
скорбную сцену. |