|
Поиски
нового гораздо решительнее обнаружили себя в произведениях Пьетро Каваллини
(между 1240 и 1250 — около 1330), поклонника позднеантичной живописи.
Каваллини жил и работал в Риме. Он автор мозаик (церковь Санта-Мария ин
Трастевере; 1291) и фресок (церковь Санта-Чечилия ин Трастевере; около 1293).
Живописец придавал изображениям объёмность и материальную осязаемость. *Мозаика —
рисунок иди упор из кусочков камней, стекла или других материалов. **Канон —
правило, закон, система норм, свойственная. в частности, какому-либо художественному
стилю. ***Экспрессия—
яркое проявление чувств, настроений, мыслей. ****По
библейской легенде, царь Иудеи Ирод, узнав о рождении Христа в Вифлееме,
приказал своим воинам убить в этом городе всех мальчиков младше двух лет. 408 Достижения
Каваллини перенял Джотто ди Бондоне (1266 или 1267—1337), величайший художник
Проторенессанса, истинный новатор в итальянской живописи. Он родился в Колле де
Веспиньяно близ Флоренции в крестьянской семье. Вазари приводит в «Жизнеописаниях...»
такую легенду. Мальчик Джотто как-то пас овец и, пока те щипали траву, рисовал
на камне. Мимо проходил Чимабуэ. Поражённый дарованием ребёнка, живописец
принял его в свою мастерскую. Существует и другая версия: отданный отцом в
обучение к торговцу шерстью, мальчик часто убегал из лавки и проводил время в
мастерских флорентийских живописцев, пока, наконец, Чимабуэ не убедил
Бондоне-отца не препятствовать художественным наклонностям сына. Из обеих
версий следует, что Джотто был учеником Чимабуэ, что, однако, у некоторых его
биографов вызывает сомнение. Предполагают, что Джотто,
живший в Риме в начале XIV в., мог учиться у Каваллини. Затем художник работал во
многих городах Италии: в Падуе он написал фрески для капеллы дель Арена, во
Флоренции — цикл фресок для капелл Барди и Перуцци в церкви Санта-Кроче, жил в
Милане, а с 1329 по Наиболее известные
произведения Джотто — фрески в капелле Чимабуэ. Мадонна
на троне. XIII в. Галерея
Уффици, Флоренция. ФРЕСКА, СИНОПИЯ, КАРТОН В
искусстве итальянского Возрождения настенная живопись занимала господствующее
место. Она выполнялась в технике фрески —
красками, приготовленными на воде, писали по сырой штукатурке (само слово
«фреска» по-итальянски означает «свежий», «сырой») и по сухой («а секко», что в
переводе с итальянского означает «по сухому»). Основное связующее вещество
штукатурки — известь. Фресковая роспись выполняется быстро и нередко по
частям, между которыми остаются соединительные швы. Со второй половины XV столетия технику фрески стали дополнять
живописью «по сухому», которая позволяла работать несколько медленнее и
допускала отделку деталей. Работе над
росписями предшествовало изготовление синопий —
вспомогательных рисунков, нанесённых под фреску на первый слой штукатурки. Они
выполнялись красной охрой, которая добывалась из глины близ города Синоп на
южном берегу Чёрного моря и называлась синопской краской, или синопией, затем
и сами рисунки стали именоваться синопиями. Они применялись в итальянской
живописи с XIII в. и до середины XV в. При реставрации в |