|
Никколо
Пизано. Поклонение волхвов. Рельеф в Пизанском баптистерии. XIII
в. Никколо
Пизано. Кафедра баптистерия. XIII в. Пиза. Джованни
Пизано. Кафедра в соборе. XIII в. Пиза. 407 Джотто
ди Бондоне. Страшный
суд. Фрагмент. XIV в. Капелла дель Арена. Падуя. фрагментах.
В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела. Особое
место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или
1250 — после 1314). Ученик и помощник Никколо Пизано, он стал гораздо более известным
мастером, чем его знаменитый отец. В произведениях Джованни было много нового
и необычного. Почти ровесник Джотто, он являл собой полную противоположность
мудрой сдержанности своего флорентийского современника. В науке
сложилась давняя традиция характеризовать Джованни Пизано как ревностного
почитателя готического искусства Франции. Предполагают, что он посетил эту
страну и был потрясён великолепием и выразительностью её архитектуры и
скульптуры. Однако эмоциональность, неистощимую фантазию, страстность
произведений Джованни Пизано невозможно объяснить только подражанием
прекрасным образцам. Эти качества свидетельствуют о его богатой, пылкой
натуре, об особенностях его мировосприятия. Творчество Джованни Пизано —
редкий пример искусства, которое опережало своё время и протягивало нити в
будущее. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного
скульптора Микеланджело. Наиболее
известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и церкви
Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн. Сложные
многофигурные рельефы, украшающие кафедры в соборе Пизы и церкви Сант-Андреа в
Пистойе, охвачены порывистым движением. Фигуры, утратив спокойствие образов
Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Их жесты естественны, лица
выразительны. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие»
и «Избиение младенцев». Переплелись
между собой многочисленные фигуры; матери, пытаясь спасти своих детей, вступают в схватку с
солдатами; даже львы, поддерживающие пизанскую кафедру, кажется, рычат от
ярости. Статуям
Джованни Пизано присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за
французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках. Но
его Небесные Царицы почти суровы, полны сильного внутреннего чувства; их лица
с резким прямым профилем обращены к Спасителю. Мать обменивается с Ним долгим
пристальным взглядом. ЖИВОПИСЬ Одним из
самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников
Возрождения служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых
живописцев, ваятелей и зодчих» ( Первое
жизнеописание в книге Вазари посвятил Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо;
около 1240 — около 1302), которого он назвал родоначальником нового итальянского
стиля живописи. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной
алтарной картины и иконы. Его образам свойственны отвлечённость и статичность.
Хотя Чимабуэ в творчестве следовал византийским традициям, он старался выразить
в своих работах земные чувства, смягчить жёсткость византийского канона. |