|
Звёздчатый
колт из Тереховского клада. Лицевая
сторона. Звёздчатый
колт из Тереховского клада. Оборотная
сторона. 395 Колт
из Тереховского клада. Лицевая сторона. Колт
из Тереховского клада. Оборотная сторона. Колт
из Михайловского клада. Лицевая сторона. Колт
из Михайловского клада. Оборотная сторона. которые
крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших
дней колты отличаются удивительным совершенством формы. В проволочка,
скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры. В 396 виртуозной
ювелирной технике перегородчатой эмали, которая
была перенята у византийцев. Это забытое искусство требовало терпения и
поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир
напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур
будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных
цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень
прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой
эмали, были очень дорогие, поэтому не случайно большинство сохранившихся до
наших дней произведений являются деталями богатого княжеского убора. Другой
излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое,
по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла
собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая
на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения.
Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых
браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государственном Историческом
музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов,
орлов и фантастических чудовищ. Сюжет рисунков далёк от христианских
представлений и ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли
эмаль или чернь для изображения как Христа, Богородицы, святых, так и грифонов,
собакоголовых чудищ, кентавров и языческих празднеств. |