|
Были как
чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись
предметами религиозных культов. Сохранилось множество нагрудных
крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались частички
мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или чернёное
изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто археологи находят языческие
амулеты — предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. Многие из них
представляют собой литые фигурки конских голов, к которым цепочками крепятся
«бубенчики», выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим
звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу. «ГРИВНА
ВЛАДИМИРА МОНОМАХА» Некоторые
памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность.
О них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые
культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или
«гривна Владимира Мономаха». Это чеканный золотой медальон XI в., так называемый змеевик, на
одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей,
символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще. Против
болезни направлена молитва на греческом языке. На другой стороне — архангел
Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Надпись,
сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию».
Это был настоящий христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и сама
техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; в домонгольское
время украшения подобного рода не были редкостью. «Черниговская гривна»
выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне
скорее всего княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется
величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в Браслеты с изображением фантастических животных и ритуальных сцен.
XII в. Государственный
Русский музей,
Санкт-Петербург. Браслет
с изображением животных.
XII в. Государственный Исторический
музей, Москва. 397 Гривна
Владимира Мономаха. XII в. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург. Надпись,
указывающая на личность владельца — Василий, — подсказала историкам, что гривна
принадлежала Владимиру Мономаху (1053— 1125), которому при крещении было дано
имя Василий. Этот известнейший древнерусский полководец и политический деятель
некоторое время княжил в Чернигове. Он оставил «Поучение» детям, написанное в
форме мемуаров. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий
была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт
лося. Охотясь невдалеке от Чернигова, он обронил драгоценную гривну, донёсшую
до потомков работу искусных киевских мастеров. ИМЕНА НА
МЕТАЛЛЕ Абсолютное
большинство памятников ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи,
находя остатки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и
серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для |