|
Описания и
рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи,
которую оставил на поверхности креста его создатель — полоцкий мастер Лазарь
Богша (Богуслав). Крест Святой Ефросинии — одна из главных духовных святынь
Белоруссии и признанный шедевр средневекового ювелирного искусства. Ныне
височные кольца, колты и многие другие произведения средневекового русского
ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно богатые коллекции принадлежат
Государственному Историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и
Патриаршей ризнице. ПРОТОРЕНЕССАНС АРХИТЕКТУРА СКУЛЬПТУРА ЖИВОПИСЬ РАННЕЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ АРХИТЕКТУРА СКУЛЬПТУРА ЖИВОПИСЬ ВЫСОКОЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ ДОНАТО
БРАМАНТЕ ЛЕОНАРДО
ДА ВИНЧИ РАФАЭЛЬ МИКЕЛАНДЖЕЛО ДЖОРДЖОНЕ ТИЦИАН ПОЗДНЕЕ
ВОЗРОЖДЕНИЕ АНДРЕА
ПАЛЛАДИО ПАОЛО
ВЕРОНЕЗЕ ТИНТОРЕТТО
ИСКУССТВО
МАНЬЕРИЗМА У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество и зрелость.
Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду
начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности,
борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации.
Колыбелью искусства Возрождения, или Ренессанса (франц. Renaissance),
была Италия. Искусство
Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus — «человечный») — течения общественной
мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в других европейских странах.
Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты
считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность,
реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в
искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый
человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Гуманистов
вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом
художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в
Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда как искусство
Средних веков казалось неумелым, варварским. Возникший в XVI в. термин «возрождение» означал появление нового
искусства, возрождающего классическую древность, античную культуру. Тем не
менее искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних
веков. Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве. При всём
противоречивом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения —
явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы
европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства — живопись,
графика, скульптура, архитектура — чрезвычайно изменились. В архитектуре
утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы (см.
статью «Искусство Древней Эллады»), сложились новые типы общественных зданий.
Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и
пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений
искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии,
истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными
росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла
живопись масляными красками. |