|
Искусство
ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила
творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была
на редкость многообразной. Поразительна универсальная одарённость мастеров
Ренессанса — они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи,
совмещали увлечение литературой, *Античность
— история и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также стран и народов,
культура которых развивалась в контакте с древнегреческими и древнеримскими
традициями. **Линейная
перспектива — способ изображения трёхмерного предмета на плоскости. Методы
линейной перспективы позволяют создать иллюзию пространственной глубины и
соответствуют в целом особенностям фотографического изображения пространства
и предметов. Воздушная перспектива — метод, с помощью которого художник
передаёт удалённые предметы, смягчая их очертания и уменьшая яркость цвета. 402 403 Микелаиджело
Буонарроти. Медный змий. Фреска. XVI в. Сикстинская
капелла. Ватикан. Микеланджело
Буонарроти. Пророк Иеремия. Фреска. XVI в. Сикстинская
капелла. Ватикан. Микеланджело
Буонарроти. Страшный суд. Грешник. Фреска. XVI
в. Сикстинская капелла. Ватикан. поэзией и
философией с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или
«ренессансной», личности стало впоследствии нарицательным. В искусстве
Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира
и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной
поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до
мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью. Формирование
ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах.
В подъёме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и
великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) —
крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры.
Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена,
Пиза, затем — Падуя, Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал
Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили
прежнее значение. В эпохе
итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина XIII—XIV вв.), раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец
XV — первые
десятилетия XVI в.), позднее Возрождение (последние две
трети XVI в.). 404 ПРОТОРЕНЕССАНС В
итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали
появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому
этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим
наступление Ренессанса; от греч. «протос»
— «первый»). Аналогичного
переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии
проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. |